ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ

Найдено 1 определение
ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ.
Инспектировать – не значит только подмечать недостатки, констатировать положение дел. Осуществлять педагогическое инспектирование – значит воздействовать, влиять на работу и преобразовывать ее, выявлять ростки нового. Инспектирование должно сочетать в себе высокую требовательность к инспектируемым с умением оказать необходимую практическую помощь в организации учебного процесса.
Ознакомление с материалами работы инспекторов, имеющих положительный опыт, позволяет высказать определенное суждение о методах и приемах инспектирования. Еще до выезда в учебное заведение инспектор осуществляет тщательную предварительную подготовку к инспектированию. Эта подготовка включает:
изучение выводов и предложений по результатам проверки в предыдущий период; ознакомление со статистическими данными о работе ПУ за последние три–пять лет;
изучение основных инструктивно-методических материалов и объяснительных записок к программам; знакомство с расписанием занятий ПУ; определение курсов и предметов, по которым будут проводиться контрольные работы; подготовка текстов контрольных работ и схем анализа результатов их выполнения;
подбор и обсуждение с членами инспекторской бригады материалов для проверки практических работ учащихся, вопросов для устной проверки знаний учащихся и др.;
составление плана и памятки для фронтальной проверки работы ПУ; распределение обязанностей между членами инспекторской бригады.
Проверка ПУ обычно начинается беседой инспектора с директором, заместителями директора, старшим мастером, завучем. В ходе этой беседы выясняется, как сами руководители оценивают учебно-воспитательную работу в ПУ, уровень преподавания отдельных предметов, работу методических объединений и т.д. Позднее, в процессе инспектирования, инспекторы делают заключение, правильно ли руководители ПУ дают оценки, насколько хорошо они знают вверенное им училище.
Анализируя совместно с преподавателями посещение уроков, они отмечают наиболее удачное применение тех или иных методов и приемов обучения, высказывают критические замечания, рассказывают об опыте работы других преподавателей, дают соответствующие рекомендации. Инспекторы участвуют в работе педсоветов, часто выступают с докладами и лекциями на совещаниях, конференциях, ведут занятия в ПУ, выступают в печати. Они оказывают преподавателям большую методическую помощь, являясь «учителями учителей». Например, убедившись в недостаточной квалификации учителя, инспектор может сам показать ему пример того, как следует обучать и воспитывать учащихся, как провести урок.
Важным положительным качеством инспектора является умение терпеливо выслушать собеседника – преподавателя, родителя, руководителя ПУ; умение разъяснять, убеждать, но не администрировать. А.В. Луначарский писал, что необходимыми качествами каждого инспектора являются общительность и авторитетность, а если он при этом имеет еще и достаточный запас знаний, то он сможет выполнить свои функции блестяще.
Процесс инспектирования строится с учетом принципов научной организации учебно- воспитательного процесса, к которым относятся:
планомерность и ритмичность учебно-воспитательного процесса; организация обучения с использованием опыта передовых педагогов; создание благоприятных условий для работы или их оптимизация; воспитание учащихся;
правильная расстановка кадров.1. Планомерность и ритмичность учебно-воспитательного процесса. Этот принцип предполагает учет прогнозов педагогической науки, планомерный и систематический анализ результатов деятельности, выявление недостатков в работе и разработку рекомендаций для учебной работы. Проведение такой работы необходимо начинать с анализа существующего положения дел в училище и разработки необходимых рекомендаций. Вместе с тем важно проследить, насколько соответствует требованиям научной организации учебно-воспитательного процесса ход разработки перспективного плана – как разрабатывались его разделы, какой анализ предшествовал этому, какие научные данные использовались.
Кроме перспективного плана, изучается система планирования производственного и теоретического обучения: соответствие перечней учебно-производственных работ требованиям программ, планирование учебно-производственной деятельности, тематическое планирование изучения программного материала, планы уроков мастеров производственного обучения и преподавателей, планы работы кабинетов, а также расписание занятий. При изучении расписания занятий проверяется, учтена ли в нем необходимость чередования учебных предметов по степени трудности, объем заданий учащимся на уроках и на дом. Изучается также учебная нагрузка мастеров и преподавателей на неделю и учебный год, бюджет времени инженерно-педагогических работников училища с целью выяснения существующих условий для их подготовки к урокам, проведения внеклассной работы, повышения деловой квалификации.
Для определения целенаправленности и актуальности решаемых вопросов тщательному анализу подвергается также плановая и отчетная документация педагогического совета и методических комиссий.
При изучении организации рабочих мест мастеров производственного обучения или преподавателей анализируется планировка и оснащение их оборудованием и мебелью; наличие и состояние учебно-наглядных пособий и технических средств, система их хранения и распределения по темам и урокам; наличие устройств для демонстрации и использования учебных пособий; наличие учебной, методической и технической документации; влияние способов организации рабочего места на затраты учебного времени и на результативность обучения.
Организация рабочих мест учащихся анализируется с целью определения соответствия планировки, устройства и оснащения требованиям учебного процесса, а также эстетическим, психо-физиологическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Особое внимание уделяется рациональному размещению на рабочих местах учащихся инструмента, приспособлений, материалов, технической документации (с учетом удобства пользования ими при наименьших затратах времени).
Далее анализируются знания, полученные учащимися, степень овладения навыками, выполнение учебных планов и программ, методы обучения, состояние контроля учебной работы.
Большое место в работе инспектора занимает анализ документов: планов работы преподавателей и мастеров, классных журналов, протоколов педсоветов, каталогов в библиотеке, алфавитной книги и других. Конечно, в каждом случае следует точно определить, с какой целью анализируется тот или иной документ, иначе можно затратить много времени впустую.
Например, анализ классного журнала позволит ответить на ряд вопросов: как выполняются программы; проводятся ли лабораторные работы и практические занятия; каков объем домашних заданий; каковы результаты проведенных преподавателем контрольных работ; как организован опрос; какова посещаемость и причины пропусков занятий. Сопоставляя списки учащихся в классных журналах с записями в алфавитной книге, можно быстро и точно ответить все вопросы о контингентах учащихся.
2. Организация обучения с использованием опыта передовых педагогов, обеспечение наиболее рационального построения учебных занятий с применением новых форм и методов учебной работы.Следует помнить, что объективная оценка, данная инспектором, является для большинства педагогов стимулом к анализу собственной деятельности и началу творческого поиска. Вместе с тем описание передового опыта в инспекторских материалах часто является исходным для его обобщения и распространения.
Многие преподаватели и мастера производственного обучения не просто передают готовые знания, а организуют мыслительную работу учащихся, развивают их творческую активность. Поэтому преподаватель должен знать, что включает учебная деятельность учеников, знать модель этой деятельности и уже на этой основе определить содержание собственной работы. Задача заключается в том, чтобы сделать передовой опыт обучения нормой работы каждого профтехучилища.
Инспекторы должны научить преподавателей и мастеров делать правильный научно обоснованный выбор новых методов и приемов проведения урока, творчески использовать эти методы в целях достижения высокой эффективности учебно-воспитательного процесса.
3. Создание благоприятных условий для учебно-воспитательной работы или их оптимизация.
Для нормальной организации учебной работы необходимы хорошо оснащенные учебные мастерские, кабинеты, лаборатории, не только отвечающие требованиям эстетики, но и создающие безопасные условия труда. Создание нормальной учебно-производственной среды предполагает рациональное освещение, устройство вентиляции, устранение вибрации, наличие учебного оборудования, отвечающего возросшим требованиям современной организации учебного процесса.
Хорошо известно, какую важную роль играет цветовой климат в учебном интерьере: цвет помогает фиксировать внимание на отдельных видах оборудования или его частях, снижать или повышать зрительное и общее утомление, цвет создает благоприятные условия для глаз, способствует интенсификации учебного процесса.
Одним из показателей совершенствования учебного процесса считается рациональное использование учебного времени.
Экономии времени на уроке, а также повышению эффективности учебного процесса во многом способствуют средства механизации, используемые в классе: механические шторы, дистанционное управление эпидиаскопами и киноаппаратами, подвижная линейка, быстро убирающийся экран, световые электрифицированные щиты, универсальные демонстрационные шкафы, раздвижные доски.
Важной формой коллективной работы, формой организации учебно-педагогического процесса и воспитания учащихся являются собрания, совещания, заседания, конференции. Однако если они плохо подготовлены и проводятся слишком часто, это ведет к растрате времени, сил и средств. Необходимо больше внимания уделять вопросам рационализации проведения собраний, заседаний и совещаний.
Таким образом, научная организация учебно-производственного процесса предполагает создание таких условий, которые дают оптимальные результаты в учебно-воспитательном процессе и определяют стиль работы учебного заведения, основанный на широкой творческой инициативе и деловитости. Все это надо учитывать при инспектировании работы учебных заведений системы профтехобразования.
4. Воспитание учащейся молодежи.
Учебный процесс в целом, каждый урок, каждое занятие должны в полной мере способствовать идейной закалке учащихся, воспитанию нравственности, укреплению сознательной дисциплины, чувства коллективизма, общественной активности учащихся.
При инспектировании профессиональных учебных заведений важно выявить, проводится ли в училище система воспитательных мероприятий.
При инспектировании и изучении опыта воспитательной работы необходимо ознакомиться с процессом обучения и воспитания отдельных учащихся; проанализировать передовойопыт лучших преподавателей, мастеров и других работников ПУ; изучить коллективы и учебные группы, выявить уровень нравственности и воспитанности учащихся, поступающих в ПТУ, определить особенности воспитательной работы.
Инспектор должен выявить, как преподаватель способствует выработке у учащихся политической зоркости, умения не только противостоять чуждым взглядам и веяниям, но и активно бороться с ними, какими методами он добивается высокого идейно- теоретического уровня уроков, как формирует нравственные качества: самодисциплину, умение творчески трудиться, критически относиться к себе, ставить перед собой большие цели.
5. Правильная расстановка кадров, прежде всего руководящих и инженерно-технических работников, систематическое повышение их квалификации.
При инспектировании прежде всего необходимо выяснить, как руководящие работники изучают систему работы преподавателей и мастеров, насколько их выводы и предложения соответствуют научно-педагогическим требованиям к учебно-воспитательному процессу.
В обязанности руководящих работников входят:
подбор и расстановка кадров, рациональное распределение их функций и обязанностей;
организация творческого труда (учет, нормирование, планирование, поиск новых путей обучения и воспитания);
личная педагогическая деятельность; общественная деятельность;
руководство учебно-воспитательной работой; подготовка, посещение и разбор уроков;
просмотр тетрадей, классных журналов, дневников и другой документации; беседы с преподавателями и мастерами, с родителями и учащимися; подготовка к проведению совещаний;
подведение итогов за какой-то период времени, анализ и планирование работы.
Эффективность работы директора или его заместителя, степень личного влияния того или другого на состояние и результаты работы ПУ рекомендуется определять, начиная с выяснения общих данных, характеризующих деятельность училища. Это позволит оценить уровень учебно-воспитательного процесса и определить, на какие стороны этой работы следует обратить особое внимание, какие вопросы необходимо решать в первую очередь, где внедрение научной организации труда может быть наиболее эффективным.
В процессе инспектирования важно выяснить, как проводится изучение основ научной организации труда для всех категорий работников системы профтехобразования, как внедряются новые технологии обучения, как проводятся конференции и совещания по обмену опытом работы советов, творческих бригад училищ, как изучается состояние этой работы в других училищах.
Следует подчеркнуть, что в век бурного развития науки и техники, теоретическое обучение все больше принимает практический характер. В связи с этим целесообразно выяснить, умеют ли преподаватели и мастера пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения, выработан ли у них навык при пользовании техническими средствами обучения, совершенствуют ли они организацию и обслуживание рабочих мест.
Таким образом, можно кратко сформулировать основные требования, предъявляемые к инспектированию.Оно должно быть: всеобъемлющим, охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса; планомерным и систематичным, т.е. являться планомерно-регулируемой системой; целенаправленным, т.е. предусматривать осуществление конкретных задач; объективным и доказательным; требовательным, так как учебный процесс должен отвечать требованиям современного состояния науки и служить успешному выполнению задач по научной организации учебно-воспитательного процесса. Инспектирование должно сочетаться с принятием мер по устранению выявленных недостатков и последующей проверкой исполнения указаний. В связи с этим целесообразно было бы ввести в каждом ПУ «Книгу предложений и замечаний инспектирующих лиц» для записи всех замечаний и предложений, сделанных инспектором при фронтальной или оперативной проверке. Введение такой книги даст возможность контролировать, как устраняются те или иные недостатки.
Для того чтобы добиться научной организации учебного процесса, необходимо повысить уровень инспекционной службы. Инспекторы и методисты должны быть вооружены новейшими достижениями педагогической науки и передового производственного опыта.
Организация работы органов профтехобразования на основе принципов научной организации учебно-воспитательного процесса даст возможность создать систему работы каждого мастера и преподавателя, обеспечить качественную подготовку квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.