ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
личностно-ориентированные, многофункциональные педагогические технологии, реализующие развивающую функцию в отличие от ранее доминировавших технологий, ориентированных на информационную задачу, в основе которой находились методические, прямые профессионально-педагогические и отчасти психологические аспекты деятельности специалиста профобразования.
Многогранность задач повышения квалификации в условиях новой социально- экономической формации привела к созданию новых моделей, позволяющих:
задавать приоритетные направления в повышении квалификации;
предоставлять образовательные услуги в соответствии с широкими потребностями образовательных учреждений, служб занятости, децентрализованных структур управления, педагогов и специалистов;
обеспечивать системность и целостность организации повышения квалификации в контексте процессов реформирования и развития профессионального образования.
Основные функции повышения квалификации сводятся к следующим:
1. Диагностическая – определение склонностей и способностей слушателей, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения действенности повышения квалификации.
2. Компенсаторная – ликвидация пробелов и освоение современных психолого- педагогических технологий преподавателями и мастерами производственного обучения в целях более эффективной реализации профессионально-образовательного процесса.
3. Адаптационная – развитие информационной культуры, изучение методики самообразования, основ педагогического менеджмента; формирование умений проектирования универсальных педагогических технологий с целью успешного освоения профессиональной деятельности при смене статуса образовательного учреждения, профиля подготовки, должности, места работы.
4. Познавательная – удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности.
5. Прогностическая – раскрытие творческого потенциала слушателей, выявление их возможностей и готовности к инновационной профессионально-педагогической деятельности.
Структура и содержание инновационных педагогических технологий проектируются с учетом того, что эффективность обучения в профессиональном учебном заведении определяется как уровнем квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, так и их ценностными ориентациями.
Исходя из специфики педагогического труда, инженерно-педагогические работники являются не только источниками учебно-познавательной, учебно-производственной и этической информации, организаторами деятельности и общения учащихся, но и носителями культуры.
Профессиональная компетентность педагога предполагает сформированность профессионально-предметных и педагогических знаний и умений, владение навыками межличностных коммуникаций, готовность к творчеству и т.д. Ценностные ориентации, имея личностный смысл для педагога, принципиально характеризуют индивидуальный стиль его деятельности, определяют качество взаимодействия с учащимся.Важное значение имеют этические установки при постановке проблем и конкретизации путей их достижения.
Основополагающая роль аксиологической стороны процесса профессионального мышления педагога, по сравнению с понятийно-логической (гносеологической, гностической, когнитивной), проявляется при проектировании и реализации образовательных программ нового типа.
Именно это обстоятельство определяет введение культурологического и обществоведческого содержания в программы повышения квалификации, где наряду с вопросами истории культуры и государства рассматриваются аксиологические аспекты освоения педагогических идей и теорий, разрабатываемых различными учеными и научными школами.
Каждый слушатель вправе определить для себя приемлемые идеи и теории, являющиеся его педагогическим кредо.
Основополагающими идеями инновационных педагогических технологий повышения квалификации являются:
1. Реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного повышения квалификации; интегративность (проблемная, методологическая, терминологическая связь в содержании курсов) и индивидуальность (персонификация учебного материала).
2. Системный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к обучению.
3. Развитие логического, аксиологически ориентированного, творческого и профессионально-педагогического видов мышления слушателей.
Инновационная программа развития и повышения педагогической квалификации включает следующие компоненты:
совершенствование общепедагогических умений, освоение алгоритмов;
развитие эмоциональной устойчивости, умений воздействовать на другого человека;
формирование потребностей и развитие способностей пополнять профессиональные знания;
развитие общей эрудиции, как профессиональной компетенции, укрепление гражданской позиции;
углубление ценностных ориентаций; развитие навыков мышления (различных типов);
освоение способов выявления уровня подготовленности и индивидуальных особенностей учащихся;
формирование и реализация программы педагогического взаимодействия; формирование способности постановки новых дидактических целей и организации их
претворения, критическая оценка результатов; овладение педагогическим менеджментом;
систематическое ознакомление с инновациями и достижениями педагогической науки (отечественной и зарубежной);
регулярное обновление экономико-правовой (педагогической) информации.
Такие образовательные программы, как правило, строятся по блочно-модульному принципу и позволяют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения в зависимости от целей повышения квалификации, потребностей слушателей, уровня их подготовленности и индивидуальных особенностей.Многообразие возможных вариантов образовательных программ и учебных планов определяет новую структуру повышения квалификации.
В зависимости от вида повышения квалификации образовательные программы подразделяются на педагогические, предметно-профессиональные, специальные.
Специальные программы повышения квалификации направлены, в первую очередь, на перестройку мышления руководства и инженерно-педагогических кадров, ориентацию их на новое профессиональное видение, основой которого является как творчество, так и ценности личности. Кроме того, они решают конкретные проблемы слушателей по овладению профессиональным мастерством, навыками и умениями управления, проектирования педагогических технологий.
В основе педагогических программ повышения квалификации – развитие креативно- аналитического мышления с аксиологической направленностью. Оно включает:
развитие интеллектуально-профессиональных умений;
развитие общепедагогических умений и углубление ценностных ориентаций;
развитие эмоциональной устойчивости и умений воздействовать на другого человека;
формирование потребностей и развитие способностей непрерывно и целенаправленно пополнять профессиональные знания, в том числе методические и психологические;
развитие профессиональной компетентности, общей эрудиции и укрепление гражданской позиции.
Инновационные технологии предметно-профессиональных программ повышения квалификации связаны с углублением, совершенствованием и обновлением знаний и умений по предмету. Они предназначены для специалистов в области новых информационных технологий обучения, для преподавателей гуманитарного и культурологического циклов, для преподавателей общетехнических и специальных предметов, а также для мастеров производственного обучения (стажировка).
Стажировка мастеров производственного обучения и, при необходимости, преподавателей специальных предметов как новая технология организуется на базе специально созданных профильных кафедр институтов повышения квалификации, расположенных в опорных профессиональных учебных заведениях, имеющих соответствующее материально- техническое оснащение. Руководство стажировкой возлагается на опытных специалистов высокой квалификации.
Создание кафедр в ведущих учебных заведениях позволяет решать проблемы реального сочетания теории с практикой, обоснованного взаимного обогащения инновациями и обеспечения развития (не функционирования) как института, так и учебного заведения через новый тип подготовки их работников.
Специальное повышение квалификации может быть проведено по интегрированному учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями учебных заведений или индивидуально-личностными запросами слушателей.
Повышение квалификации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах обучения:
на базе учебного заведения, на базе институтов;
с подготовкой на II категорию, на I категорию, на высшую категорию;
с организацией сочетания теоретических и практических занятий, а также педагогической стажировки и производственной стажировки;
с вариативными сроками обучения: от 36 до 288 ч по очной форме обучения и до 600 ч по заочной форме обучения.Организация обучения с учетом особенностей работы в аудитории взрослых, где слушатели отличаются не только своей психологической индивидуальностью, опытом, возрастом, должностью, но и образованием, требует применения личностно- ориентированных педагогических технологий. Прочно укоренившаяся в системе повышения квалификации деятельность по реализации информативной функции заменяется на технологии, реализующие развивающую функцию.
Личностно-ориентированные инновационные педагогические технологии повышения квалификации инженерно-педагогических работников в своей основе опираются на следующие постулаты.
1. Признание слушателей главной действующей фигурой процесса повышения квалификации.
2. Ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей.
3. Признание двух равноправных источников процесса повышения квалификации: обучение и самообучение.
Личностно-ориентированные педагогические технологии подразделяются на социально- педагогические, предметно-дидактические, деятельностно-психологические.
Социально-педагогические технологии ставят своей целью совершенствование уровня профессиональной деятельности слушателей до требований социального заказа общества; они реализуются в настоящее время посредством многоуровневого повышения квалификации.
Предметно-дидактические технологии связаны с профессионально-предметным содержанием. Это своеобразная предметная дифференциация, построенная с учетом профиля, сложности и объема учебного материала, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Предметная дифференциация требует выявления:
предпочтений слушателей к работе с материалом разного содержания, отличающегося по степени объективной трудности, новизны, уровню интегративности, рациональным приемам усвоения, сложности переработки;
интересов к его углубленному изучению;
предпочтений к разным организационным формам, типам уроков. Дифференциация необходима для оптимальной поддержки развития личности. Она дает основу для разработки содержания программ, дидактических средств.
Деятельностно-психологические технологии сводятся к организации различного рода деятельности в зависимости от познавательных способностей, понимаемых как сложное психологическое образование, обусловленное генетически, анатомо-физиологически, социально.
Каждое задание подбирается соответственно индивидуальным особенностям личности, чтобы приращение интеллектуальных способностей и профессиональной компетентности осуществлялось наиболее эффективно. Результаты повышения квалификации оцениваются по участию слушателей в деловых играх, конференциях, по качеству выполнения контрольных работ и уровню разработки педагогических технологий или проектов.
Сравнение характеристик традиционных и инновационных педагогических технологий показано в таблице.
Инновационные развивающие и программно-целевые технологии повышения квалификации работников образования становятся важным средством повышения эффективности развития педагогического потенциала профессионально-образовательных учреждений.
Характеристики и компоненты процесса повышения квалификации, Традиционное повышение квалификации, Составляющие инновационных технологийЗадачи, Выполнение социального заказа по повышению уровня квалификации, Удовлетворение профессионально- образовательных потребностей личности
Организационные структуры, Педагогические и предметно-профессиональные кафедры ИПК, Создание дополнительных профильных кафедр на базе учебных заведений
Содержание, Ориентация на формирование системы педагогических и предметно- профессиональных знаний и умений, Ориентация на профессиональную компетентность, на развитие креативно-аналитического мышления с аксиологической направленностью
Учебные планы и программы, Типовые, единые, Блочно-модульные, вариативные, многоуровневые, разнопрофильные
Организация обучения, Единая, предметная, (перечень предметов, ориентированных на выполнение социального заказа), Предметная дифференциация, выбор проблем обучения, ориентация на преобладание интересов личности
Функции обучения, Информативная, Развивающая
Организационные формы и методы обучения, Преимущественно пассивные, репродуктивные методики подготовки, Активные формы и методы обучения, личностно-ориентированные, деятельностные технологии обучения
Результаты обучения, Единые, планируемые. Оцениваются по результатам экзамена, курсовой работы, Дифференцированные. Оцениваются по результатам участия в деловых играх, выполнения индивидуальных заданий, педагогических проектов
М.П. Сибирская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.