ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ

Найдено 1 определение
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ
делятся на два основных типа – технологический и поисковый, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. В рамках этих подходов создаются принципиально различные модели обучения. Технологический подход - модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной учебно-познавательной деятельности студентов, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения; строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами. Обобщенной базовой моделью в рамках технологического подхода является модель обучения как воспроизводимого учебного цикла с воспроизводимыми учебными результатами (традиционная модель). Общие черты различных вариантов этой модели: выбор минимально требуемых (обязательных) эталонов усвоения, их предъявление студентам, организация предварительной, текущей и заключительной проверки усвоения (на основе стандартизированного тестирования), альтернативные способы проработки изучаемого материала, работа в собственном темпе и т. д. Рационализация учебного процесса при стандартизированной системе основывается главным образом на экстенсивных формах обучения, критерием эффективности которых, в конечном счете, становится мера овладения студентами определенной совокупности преподносимых преподавателем и зафиксированных в учебных пособиях знаний. Поисковый подход - преобразует традиционное обучение на основе продуктивной (творческой) учебно-познавательной деятельности студентов, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению главной целью является развитие у студентов возможностей самостоятельно осваивать новый опыт, ориентиром деятельности педагога и студента является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов. Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле поискового подхода к обучению является то, что они развиваются на основе рефлексивной деятельности студентов, которая характеризует как процессуальную, так и содержательную сторону обучения. Обобщенной базовой моделью в рамках поискового подхода является модель обучения как творческого поиска, регулируемого посредством следующих процедур: от видения и постановки проблемы – к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, предварительной рефлексии над результатами и процессом познания. Общей чертой поисковых моделей является изменение позиции студента, проживание им учебного процесса в роли активного его участника – участника исследования, игры, дискуссии (Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: Эксперимент, 1998. – 180 с.; Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12– 18; Попова О. В. Становлення і розвиток інноваційних педагогічних ідей в Україні у ХХ сторіччі. – X.: ОВС, 2001. – 256 с.). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.