подсистема социальной среды как совокупности материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. При этом основными параметрами среды являются отношения, ценности, символы, вещи, предметы. Сегодня важное значение имеет вопрос о проектировании образовательных сред, в которых актуализируется инновационный потенциал личности. Целью инновационной образовательной среды является обеспечение условий формирования компетенций инновационной деятельности, становление личности и реализация инновационного потенциала субъектов образования, приобретения личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций; расширение возможностей самообразования, профессионального роста, интеграция научной и деловой активности в области инноваций; практическая реализация перспективных инновационных проектов. Созданию инновационной образовательной среды в вузе содействует реализация акмеологического подхода, который определяет стратегию преобразования наличного уровня сформированности образовательной среды в оптимальный, ориентирующий на формирование у будущего специалиста установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию в образовательной среде. Акмеологический подход обосновывает образовательную среду как:
- потенциальную возможность оптимизации процесса личностнопрофессионального развития будущего специалиста в ее составе и границах;
- сочетание акмеологических условий и факторов профессионального и личностного развития специалистов, имеющих потенциал для интеграции в глобальную образовательную среду;
- совокупность акмеологических механизмов формирования, поэтапно дополняемых в системе подготовки специалистов. (Толстов С.Н. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития / Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна // Научный журнал КубГАУ. – 2012. – № 79 (05); Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 545–548). Е. Ю. Усик
164.26 кб
Инновационная образовательная среда вуза
В статье рассматриваются проблемы влияния инновационной образовательной среды на мотивацию обучения и самореализацию личности.