ИНФОРМИРУЮЩАЯ РЕЧЬ

Найдено 1 определение
ИНФОРМИРУЮЩАЯ РЕЧЬ
речь, целью которой является передача некой суммы знаний, сообщение аудитории определённых сведений, которые должны вызвать интерес, любознательность слушателей, расширить их познания о предмете речи. Это может быть академическая или научно-популярная лекция, сообщение, доклад, отчёт, советы, рекомендации, объявление, инструкция. И.р. выделяется по цели высказывания наряду с убеждающими, агитационными, воодушевляющими и развлекательными речами (В.И. Аннушкин, А.К. Михальская, И.А. Стернин, Поль Л. Сопер и др.).
При составлении И.р. прежде всего нужно следить за тем, чтобы тема была интересной, актуальной для слушателей. Причём интерес понимается не как внешняя занимательность и привлекательность, а как ответ на практические потребности аудитории. Что является важным, назревшим для слушателей, зависит от характеристики самих слушателей: тендерного состава, возрастных особенностей, уровня образованности, культуры, политических, религиозных взглядов, нужд, потребностей, мотивации и т.д. Именно поэтому важно хорошо представлять себе «портрет» будущей аудитории. Отвлекаясь от конкретных сфер человеческой деятельности, можно утверждать, что в любой аудитории будут интересны так называемые «вечные темы»: здоровье, семья, политика, культура, дружба, предательство, отношения мужчины и женщины, «отцов и детей» и др.
Очень важно найти новую, свежую информацию по этой теме. Возможно, это будут интересные факты, примеры, последние данные науки, исторические сведения, самостоятельные, оригинальные суждения самого ритора. Это всегда привлекает слушателей, поскольку расширяет их собственные познания о предмете речи.
Следующим требованием к И.р. является умение оратора гармонично сочетать общие положения речи с конкретной, наглядной, образной информацией. Напр., формулируя закон или правило, необходимо пояснять примерами их применение; рассказывая о личности человека, сопровождать общие высказывания фактами из жизни, раскрывая суть какого-то события, приводить конкретные иллюстрации.
Ещё одним необходимым условием эффективного информирования является требование развития содержания, динамики при развёртывании содержания темы, что означает, что каждая последующая мысль должна быть логическим продолжением предыдущей. Причём это может сопровождаться такими словами-маркерами, как начну, продолжу, далее, следующее, подводя итог, завершая, или счётными словами во-первых, во-вторых, в-третъих и т.д. Это необходимо для облегчения восприятия информации, а также для удержания внимания слушателей, ибо ничто так не осложняет восприятие речи, как непоследовательность, нелогичность при передаче информации.
Наконец, обязательным становится структурирование речи — наличие в ней трёх композиционных частей: вступления, главной части и заключения. Каждая из перечисленных частей в свою очередь может быть тоже структурированной. Напр., вступление может иметь зачин и собственно вступление, главная часть должна содержать в себе несколько композиционных фрагментов (желательно не более пяти), заключение тоже может делиться на фрагменты. Но очень важно при этом соблюдать пропорции объемов: вступление и заключение не должно превышать 1/7 от объема главной части.
К общим правилам информирующей речи нужно отнести следующее. Оратору необходимо помнить о таких пропорциях, как эмоциональное/рациональное, теоретическое/фактическое, позитивное/негативное. Последнее соотношение отражает требование риторического оптимизма: говоря о проблемной теме, оратор не должен нагнетать обстановку — нужно обязательно показывать выход, находить конструктивное решение сложных вопросов, вселяя надежду, оставляя аудиторию в «рабочем» состоянии.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2006; Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 2002; Сопер П. Основы искусства речи. М., 2000; Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 2005.
С.В. Меньшенина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.