ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Найдено 1 определение
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ERIC создан в 1966 г. в США. Первоначально Центр публиковал материалы об исследованиях в области образования, которые финансировались государством. Вскоре выяснилась необходимость в реферировании более широкого круга источников: литературы по образованию, издаваемой массовым тиражом, научных статей, труднодоступных документов, зарубежных публикаций. Перед Центром была поставлена задача создать глобальную информационную сеть, охватывающую всю англоязычную литературу по образованию. В основу организации структуры ERIC положен децентрализованный подход. Национальный институт образования (первоначально Бюро образования США) координирует работу системы путем ряда контрактов. Поставщиками информации для ERIC выступают отдельные кафедры и лаборатории при университетах и исследовательских организациях, около 1000 постоянных учреждений и специально привлекаемые к работе специалисты, занимающие лидирующее положение в данной области.
В центре проводится отбор информации, в результате чего в печать попадает лишь одна треть из присланных материалов. Тематика обрабатываемых документов определяется общими информационными потребностями, установившимися коммуникативными каналами. Аудитория ERIC очень широка, включает исследователей, школьных учителей и преподавателей вузов, административных работников, библиотекарей, школьников, студентов, родителей. Чтобы удовлетворить запросы различных групп пользователей, для публикации отбираются все возможные типы документов: монографии и трактаты, статьи из журналов, исследовательские проекты, программы и доклады, справочники, таксономии и классификации, тезаурусы и глоссарии, диссертации и методические разработки. Качество документов оценивают эксперта, специалисты в соответствующей области педагогики. Документы оцениваются по новизне, степени доступности, вкладу, который они вносят в науку и практику, степени актуальности. Учитывается авторитетность источника, в котором опубликованы материалы. В сеть входят 16 отделений, каждое из которых отвечает за определенную область или направление педагогики, отбор, индексирование и реферирование литературы, за выпуск аналитических обзоров и составление аннотированной библиографии по теме.
Кроме того, отделение также несет ответственность за своевременную публикацию информации о документе в сети, за работу с отдельными людьми и организациями, использующими информационную базу и систему ERIC. Перечислим основные области, по которым собирается информация: образование взрослых и профессионально-техническое образование; предоставление консультаций и подготовка персонала; управление образованием; начальное образование и воспитание в раннем детстве; аномальные и одаренные дети; высшее образование; источники информации; колледжи с двухгодичным курсом обучения; языки и лингвистика; навыки чтения и общения; образование в сельской местности и малокомплектные школы; естественные науки, математика, образование по вопросам окружающей среды; исследования по общественным наукам, образование в области общественных наук; педагогическое образование; тесты, измерение и оценка; образование в городах. Отобранные материалы пересылаются в главный центр, где библиографические данные и резюме документов заносятся в компьютер. На основании полученных материалов печатается ежемесячный библиографический журнал "Resources Education" (Ресурсы образования "), распространяемый по подписке. Публикации, на пользование которыми не распространяется авторское право, и литература, имеющая письменное разрешение автора, микрофишируются и продаются во все библиотеки мира. Журнальные публикации обрабатываются в центре, который выпускает "Текущий указатель журналов по образованию " (The Current Index to Jumals in Education).
Большинство научных журналов охраняется авторским правом, поэтому делать микрофишированные копии журнальных статей не разрешается. Спонсором Информационного центра по педагогическим источникам является Отдел исследований и развития образования (Office of Education Resources Improvement (DERI) при Министерстве образования CIIIA (U.S. Departatnent of Education). Централизованное управление базой данных осуществляется ERIC (Processing and Reference Facility), (Обработка данных и справочные средства). Доставкой и репродукцией документов занимается ERIC Document Reproduction Service (EDRS). Коммерческая публикация материалов обеспечивается службой ORYX Press. Система имеет внешний доступ по телефонным каналам. Этим занимается служба Access ERIC. Информационный центр ERIC выпускает периодическую библиографию журнальных статей с указателями Current Index to Journals in Education (CIJE) и реферативный журнал для Остальных источников (Resources in Educatidn ERICRIE), имеется издательство реферативных периодических материалов. Дополнительно для различных групп пользователей Центр выпускает аннотации, рефераты статей, резюме по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания.
Для более глубокого изучения материала выходят специальные обзоры, в которых наиболее интересные публикации представлены достаточно полна Материалы печатаются также в виде микрофиш для распространения в библиотеки. Все пользователи системы могут за соответствующую плату обратиться по телефону в справочную службу ACCESS ERIC и получить там консультацию по всем вопросам, связанным с базами данных в области образования. ACCESS ERIC включает четыре базы данных. ERIC Digests Online-содержит резюме из 470дайджестов по насущным проблемам образования. Объем текста не более двух страниц. Доступ к базе данных обеспечивается в диалоговом режиме. ERIC Information Service Providers имеет адреса 1000 агентств, библиотек, информационных центров и других организаций, которые проводят подписку на материалы ERIC, занимаются компьютерной поддержкой системы, а также могут выслать коллекцию микрофиш. Education-Related Information Centres-хранит сведения о 200 центрах в области образования, в которых находятся источники научно-педагогической информации. Получив эти сведения, можно быстро найти агентство, которое способно удовлетворить ваши информационные потребности. Education-Related Conferences содержит материалы о планируемых в текущем году международных, региональных, национальных и местных конференциях по образованию. Центр не только собирает педагогическую информацию, но и активно ее пропагандирует.
С этой целью несколько раз в год публикуются рефераты статей по актуальным вопросам обучения и воспитания, методике преподавания. Информация может быть распространена с помощью диалогового или ретроспективного поиска, избирательного распространения ИРИ. Первичные источники информации хранятся на микрофишах или позитивных материалах, к которым имеют доступ отдельные лица и организации. В США насчитывается несколько тысяч лиц и учреждений-абонентов системы, сотни зарубежных пользователей. В год реализуется более 6 млн запросов, почти половина из них поступает от учителей. По объему продукции (числу микрофиш) система занимает второе место в США после медицинской информации MEDLARS. Центр оказывает методическую помощь научным работникам, учителям, руководителям народного образования, студентам педагогических вузов и университетов, шкальным библиотекам. Регулярно проводятся выставки, конференции, ведется большая работа по обучению информационных работников, библиотекарей и других пользователей. Особое внимание уделяется информационному обслуживанию школьных библиотек, студентов педагогических вузов и университетов. Организации, желающие опубликовать свои материалы на английском языке, должны обратиться с этой просьбой в соответствующее отделение или непосредственно в центр обработки информации. База данных ERIC доступна для внешних пользователей, имеющих компьютеры. Для этого важнейшие документы последних лет записаны на магнитные диски, которые продают по низкой цене. Файлы включают ежемесячные, квартальные или ежегодные записи рефератов документов, их индексы, номера в порядке поступления и другие данные. Таким образом, подписчики при желании могут легко получать необходимые для их работы материалы или дополнить уже имеющиеся. Подобная форма информационного обслуживания абонентов системы пользуется особой поддержкой Министерства образования РФ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.