ИНФАНТИЛИЗМ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Инфантилизм
сохранение у человека качеств предыдущего периода его развития, характеризующие задержку развития.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ИНФАНТИЛИЗМ
сохранение в организме, психике и поведении человека особенностей и черт характера присущих более ранней детской стадии развития.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Инфантилизм
отсталость развития, проявляющаяся в сохранении у военнослужащего физического строения или черт характера, свойственных детям или подросткам.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ИНФАНТИЛИЗМ
сохранение у человека качеств предыдущего периода его становления (формирования), характеризующее задержку развития [24, c. 52; 80, c. 208; 82, c. 293].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИНФАНТИЛИЗМ
( лат. infans дитя, ребенок) осталость развития, характеризующаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, свойственных детскому возрасту.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ИНФАНТИЛИЗМ
(от франц. infantilisme – детский, младенческий) – незрелость, «детскость»; задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Инфантилизм
(от лат. infantilis – детский) – незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ИНФАНТИЛИЗМ
(лат. infantilis – детский) – форма задержки в период прохождения стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Инфантилизм
отлат. infantilis - младенческий, детский) - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ИНФАНТИЛИЗМ
(лат. infantilis – младенческий, детский) — задержка в психофизическом развитии, характеризующаяся сохранением в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.
Физический И. может вызываться инфекционными заболеваниями, интоксикациями, неполноценным питанием и т. п. и проявляется в задержке роста, которая впоследствии, как правило, компенсируется.  
Психический И. представляет собой отставание в личностном развитии (общее – гармонический И.; характеризующееся специфическими отклонениями – дисгармонический И., истерический, психопатический И. и др.); обусловлен преимущественно недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Инфантилизм
[лат. infantilis – младенческий, детский] – 1) отсталость развития, характеризующаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, психики и поведения, присущих детскому возрасту; 2) поведение взрослого человека, сходное с поведением ребенка; слабость, безответственность, нерешительность. Возникает при нарушениях эмбрионального развития, внутренней секреции, в результате заболеваний и др. причин. Психический И. – особенности нервно-психического склада личности человека, обычно характерные для детского возраста: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и т. п. Однако некот. черты психического И. могут быть характерны и для выдающихся личностей, сочетающих его с глубиной и оригинальностью мышления.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ИНФАНТИЛИЗМ
от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Человек, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии, причинами к-рого, как правило, являются инфекционные заболевания, интоксикации, неполноценное питание и т.п.), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии, преимущественно обусловленное недостатками воспитания) и психофизический.

Источник: Педагогический словарь

Инфантилизм
лат. – детский, бессловесный) – задержка в развитии организма, выражающаяся в сохранении на каждом последующем возрастном этапе свойств и черт предыдущего. Так, признаки детскости могут сохраняться во взрослом состоянии: наивность, застенчивость, робость, прямолинейность, открытость как у ребенка. В физиологическом смысле инфантилизм проявляется в задержке роста, недоразвитии половых органов, в сохранении детских пропорций тела в более взрослом состоянии и т.д. В психологическом смысле – это задержка психического развития, наличие его ниже возрастного уровня. Причины инфантилизма кроются и в наследственности, и в родовых травмах, и болезнях детства, особенно кишечными расстройствами и авитаминозами, а также в воспитании – излишнем комфорте, залюбленности и захваленности ребенка, сковывании самостоятельности, отсутствии условий для самореализации и общественно значимой деятельности. Инфантилизм, поддерживаемый бездуховностью, нередко оборачивается бессознательной безнравственностью.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИНФАНТИЛИЗМ
от лат. infantilis — младенческий, детский) — 1) отсталость в физическом развитии, характеризующаяся замедлением роста с сохранением детских пропорций тела; недоразвитость половых органов и пр.; 2) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту: индивид, которому свойствен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности к себе и повышенной требовательности к другим, в наличии таких черт характера, как слабоволие, эгоцентризм, быстрая пресыщаемость и др. Постепенно формируется иждивенческое отношение к жизни; отсутствие привычки к труду приводит к неприятию трудовой деятельности. Представляет серьезное препятствие для нормального протекания и успешности различных видов деятельности, присущих взрослому члену общества. Обучение «инфантов» требует особого подхода, вплоть до использования лечебно-педагогических учреждений. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявления наивного подхода в быту, в политике и т. д.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНФАНТИЛИЗМ
от лат. infantilis — детский, младенческий), 1) задержка в развитии организма. Самый характерный симптом И.— задержка роста; при этом часто сохраняются дет. пропорции тела. При И. половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены.
Нек-рые формы И. имеют генотипиче-скую обусловленность. В ряде случаев И. бывает вызван повреждением плода, патологией внутриутробного развития или родовой травмой, приводящими к Значит. изменениям нервной и эндокринной систем. Причинами И. также могут быть перенесенные в раннем детстве инфекц. заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы.
Раннее выявление И. во время профи-лактич. осмотров в дет. учреждениях и лечебно-оздоровит. мероприятия в большинстве случаев способствуют его полному преодолению.
2) Сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту. наиб. часто встречается т. н. гармонический И., характерный для младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Человек, к-рому он свойствен (инфантил), при нормальном или даже ускоренном за счет акселерации физич. и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий; чувстве незащищенности, в пониженной критичности к себе и повышенной требовательности к другим, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Инфантилу свойственны слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресы-щаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что нравится. Постепенно у него формируется иждивенч. отношение к жизни; отсутствие привычки к труду приводит к неприятию трудовой деятельности. И. может привести к тяжелым социальным последствиям. Напр., инфантилы тянутся к людям с асоциальными установками, бездумно присоединяются к групповым противоправным действиям. И. предрасполагает детей и подростков к неврозам, разл. карикатурным реакциям протеста и др. расстройствам.
Чтобы предупредить явление И., необходимо своевременно вырабатывать у детей навыки произвольного поведения, волевой регуляции своих действий. Гл. задача родителей и воспитателей — формирование положит. социальной активности ребенка, самостоятельности и ответственности.
В нек-рых случаях И. достигает болезненной степени, когда на первый план выступают неустойчивость, возбудимость, лживость (т. н. дисгармоничный И.). Он, как болезнь, охватывает возраст от 5—7 до 14—15 лет, В более старшем возрасте дисгармоничный И. (при благоприятных условиях) чаще всего сглаживается. Однако такой благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий. В этих случаях необходимы спец. мед. воздействия, проведение психогигиенич. мероприятий.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ИНФАНТИЛИЗМ
отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием "И." обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжелых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Это отклонение в большинстве случаев успешно компенсируется при соответствующих медицинских мероприятиях, правильном питании, уходе и т.п. Особую проблему составляет т.н. психический И. - незрелость ребенка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе И. лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже упомянутыми неблагоприятными факторами. При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития, но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту. Если такие дети совершают необдуманные поступки, это не означает, что они не способны обдумать свои поступки, - они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий "надо" и "нельзя", созревание способности верно оценивать ситуацию. Не освоив умения ориентироваться в многообразных меняющихся условиях, ребенок не способен подстраивать к ним свои действия. Ему неведома дистанция в общении со взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным. Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от ребенка соблюдения известных приличий. Родители подчас не замечают, что ребенок уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные дети несамостоятельны. Они привыкли к тому, что взрослые все решают за них. В среде сверстников такие дети оказываются изгоями, что порой приводит к тяжелым психическим травмам. Дополнительным неблагоприятным, а в ряде случаев и единственным решающим фактором становится неправильная позиция родителей. Т.е. в И. ребенка, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители. Умиляясь непосредственности своего малыша, они безотчетно желают задержать его в таком состоянии и, бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственно задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребенка сделали незрелым. Если ребенок избалован и изнежен, то не исключено, что к школьному возрасту он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг. Ребенок, чей психический И. врожден или приобретен в первые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Если ребенок здоров, но инфантилен по вине родителей, то роль правильного воспитания становится решающей. См. также Психологическая зрелость

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
67.27 кб

Предпосылки возникновения учебно-профессионального инфантилизма студентов вуза 172 А. А. Избасха-нов

Апраксина Нина Дмитриевна
Читать PDF
340.78 кб

Профилактика социального инфантилизма у детей, лишенных попечения родителей

Басова Валентина Марковна, Захарова Жанна Анатольевна
В статье рассматриваются проявления социального инфантилизма у несовершеннолетних, чья социализация протекает в условиях государственного попечения, его причины и возможные превентивные действия, направленные на его предупреждение
Читать PDF
105.91 кб

ПОНЯТИЕ "СТУДЕНЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА": ПРИЧИНЫ И СТРУКТУРА

Назаров Тимур Александрович
Статья посвящена анализу понятия «студенческий инфантилизм». В данной работе рассматриваются причины данного явления, его мотивационная, когнитивная и эмоциональная составляющие.
Читать PDF
122.87 кб

ПУТИ КОРРЕКЦИИ "СТУДЕНЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА"

Назаров Тимур Александрович, Москаленко Ольга Валентиновна
Статья посвящена анализу путей коррекции «студенческого инфантилизма». В данной работе раскрыты некоторые особенности феномена «студенческий инфантилизм» и методы коррекции данного явления.

Похожие термины:

  • Инфантилизм физический

    физическое недоразвитие ребенка (задержка роста, хилость организма) вследствие инфекционных заболеваний, интоксикаций, неполноценного питания.
  • Инфантилизм психический

    отставание ребенка в личностном развитии (общее недоразвитие, специфические отклонения).
  • Инфантилизм социальный

    социальное недоразвитие, проявляющееся в процессе социализации ребенка и отражающееся на его социальном развитии и воспитании.
  • ДИСГАРМОНИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ

    результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.
  • Инфантилизм личности

    (от лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
  • ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ

    (от лат. infantilis – детский). Термин, заимствованный из медицины (ср. инфантилизм) и означающий замедленное развитие организма, определяющее задержку созревания личности (противоп. акселерация). Испол