Индукция

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Индукция (индуктивный)
логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Индукция
метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Источник: Исследовательская деятельность

ИНДУКЦИЯ
логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Индукция
способ рассуждения от частного к общему, поиск общих закономерностей на основе сопоставления и обобщения частных фактов и связей.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Индукция
философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Противоположность – дедукция.

Источник: Общие основы педагогики

Индукция
(от лат. inductio – наведение) – логическое умозаключение перехода от единичного знания об отдельных предметах к общему выводу; один из методов познания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Индукция
отлат. inductio - наведение) - переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу обо всех предметах данного класса; один из методов познания.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ИНДУКЦИЯ
один из видов умозаключений и метод познания от частного к общему, когда на основе устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Индукция
характеристика мыслительного процесса, стихийного или организованного перехода от многообразия версий к общему положению, который можно использовать как замещение многообразия, как выражающее общие свойства изучаемого объекта.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ИНДУКЦИЯ
мыслительная операция – умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. (См. также мышление). Индукция – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ИНДУКЦИЯ
(от лат. inductio – выведение). Вид умозаключения от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. В практике обучения иностранным языкам – наблюдение фактов языка в тексте, накопление их в живой речи, изучение специально подобранных примеров с последующим обобщением в модели или правила. Ср. дедукция.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНДУКЦИЯ
исследуемого объекта. Индикаторы должны быть гибкими, чтобы отображать большое разнообразие задач и целей образовательных учреждений; устойчивыми, надежными — и простыми одновременно; индикатор позволяет в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития тех или иных процессов (экономических, политических, педагогических).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНДУКЦИЯ
от лат. inductio — выведение) — научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному; метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий. Индукция состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-то другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение достоверности; индукция приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНДУКЦИЯ
переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента. Однако для построения научной теории только индуктивных обобщений недостаточно, т.к. сделанные путем индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться аналогией, дедукцией, сравнением и т.д. Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). В процессе познания, как правило, используется неполная И. Вывод по неполной И. носит характер вероятного знания; достоверность выводов повышается при подборе достаточно большого количества разнообразных фактов, отражающих не случайные, но существенные признаки изучаемого явления. См. также Рассуждение

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНДУКЦИЯ
от лат. inductio — наведение), переход от единичного знания об отд. предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента. Индуктивные рассуждения занимают важное место в науч. исследованиях, включающих в себя как обязат. этап накопление опытных данных, выступающих основанием для последующего обобщения в форме классификаций, науч. гипотез и др. Однако для построения науч. теории только индуктивных обобщений недостаточно, т. к. сделанные путем индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Применение И. ограничено и тем, что полученные в ходе индуктивного умозаключения выводы сами по себе не являются необходимыми, поэтому индуктивный метод познания должен дополняться дедукцией, сравнением и т. д.
Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать все конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная И. Вывод по неполной И. всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной И. повышается при подборе достаточно большого кол-ва случаев, в отношении к-рых строится индуктивное обобщение, причем факты, из к-рых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространенных в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности к.-л. явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.
И. широко применяется в щк. обучении. Многие уч. тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Напр., при разъяснении понятия об уд. весе берутся разные вещества в равных объемах и взвешиваются. Разл. вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объемом, т. е. понятие об уд. весе. Это пример неполной И. (берутся не все, а только нек-рые вещества). Как и в науке, в шк. обучении чаще всего применяется именно неполная И. наиб. широко И. применяется в т. н. опытных науках и соответствующих им уч. предметах — зоологии, ботанике, географии и др. В мл. классах, когда дети имеют еще небольшой объем знаний о мире, знакомство с разл. фактами из жизни природы и общества полезно, т. к. обогащает опыт ребенка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактич. знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В ст. классах к И. прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся еще нельзя. Применение И. в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность И. подчеркивали мн. педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики: «Индуктивный метод исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая ее на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр. пед. соч. 1953, с. 173—74).
Вместе с тем И. нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с совр. тенденциями к увеличению в уч. программах сведений теоретич. характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль др. логич. форм представления уч. материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.
Лит.: К а и б е p г Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978; Формальная логика, Л., 1977; Зуев Д. Д. Шк. учебник, М., 1983. А. Н. Ждан,

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
548.30 кб

Ошибки в использовании приема логического построения в письменной речи учащихся (аналогия, индукция,

Долгачев Владислав Евгеньевич
В рамках статьи рассматриваются основные логические ошибки, допускаемые учащимися в иноязычной письменной речи, а также логические приемы их предотвращения.
Читать PDF
283.93 кб

Индукция и дедукция в педагогической системе

Лубенко Владимир Васильевич, Алаторцева Вера Николаевна
в авторской школе В.В. Лубенко «Малая академия искусств» реализуются авторские развивающие программы.
Читать PDF
21.17 мб

Несколько замечаний об изложении метода математической индукции в школьных учебниках по математике

Тимофеева Ирина Леонидовна
Метод математической индукции часто используется в доказательствах математических теорем как в средней общеобразовательной, так и высшей школе.

Похожие термины:

  • ИНДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

    использование в учебной работе метода движения от единичного к общему знанию, от фактов к обобщениям; широко применяется при объяснении нового материала, в упражнениях, наблюдениях в единстве и в
  • ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

    методы научного познания, связанные между собой как анализ и синтез. Под индукцией в широком смысле понимается совокупность эмпирических приемов и методов перехода от известного к неизвестному,
  • Индукция (индуктивный метод) в методике изобразительного искусства

    использование в контексте методики умозаключений, в которых исследователь идет от частных явлений к общему выводу, к модели, к закономерности (ср. статью «Дедукция в методике изобразительного иск
  • МЕТОД МОТИВАЦИОННОЙ ИНДУКЦИИ

    (лат. inductio – выведение) – вербальная методика Ж. Нюттена. Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На