Индукция

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Индукция (индуктивный)
логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Индукция
метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Источник: Исследовательская деятельность

ИНДУКЦИЯ
логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Индукция
способ рассуждения от частного к общему, поиск общих закономерностей на основе сопоставления и обобщения частных фактов и связей.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Индукция
философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Противоположность – дедукция.

Источник: Общие основы педагогики

Индукция
(от лат. inductio – наведение) – логическое умозаключение перехода от единичного знания об отдельных предметах к общему выводу; один из методов познания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Индукция
отлат. inductio - наведение) - переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу обо всех предметах данного класса; один из методов познания.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ИНДУКЦИЯ
один из видов умозаключений и метод познания от частного к общему, когда на основе устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Индукция
характеристика мыслительного процесса, стихийного или организованного перехода от многообразия версий к общему положению, который можно использовать как замещение многообразия, как выражающее общие свойства изучаемого объекта.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ИНДУКЦИЯ
мыслительная операция – умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. (См. также мышление). Индукция – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ИНДУКЦИЯ
(от лат. inductio – выведение). Вид умозаключения от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. В практике обучения иностранным языкам – наблюдение фактов языка в тексте, накопление их в живой речи, изучение специально подобранных примеров с последующим обобщением в модели или правила. Ср. дедукция.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИНДУКЦИЯ
исследуемого объекта. Индикаторы должны быть гибкими, чтобы отображать большое разнообразие задач и целей образовательных учреждений; устойчивыми, надежными — и простыми одновременно; индикатор позволяет в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития тех или иных процессов (экономических, политических, педагогических).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНДУКЦИЯ
от лат. inductio — выведение) — научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному; метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий. Индукция состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-то другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение достоверности; индукция приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ИНДУКЦИЯ
переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента. Однако для построения научной теории только индуктивных обобщений недостаточно, т.к. сделанные путем индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться аналогией, дедукцией, сравнением и т.д. Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). В процессе познания, как правило, используется неполная И. Вывод по неполной И. носит характер вероятного знания; достоверность выводов повышается при подборе достаточно большого количества разнообразных фактов, отражающих не случайные, но существенные признаки изучаемого явления. См. также Рассуждение

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИНДУКЦИЯ
от лат. inductio — наведение), переход от единичного знания об отд. предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента. Индуктивные рассуждения занимают важное место в науч. исследованиях, включающих в себя как обязат. этап накопление опытных данных, выступающих основанием для последующего обобщения в форме классификаций, науч. гипотез и др. Однако для построения науч. теории только индуктивных обобщений недостаточно, т. к. сделанные путем индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Применение И. ограничено и тем, что полученные в ходе индуктивного умозаключения выводы сами по себе не являются необходимыми, поэтому индуктивный метод познания должен дополняться дедукцией, сравнением и т. д.
Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать все конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная И. Вывод по неполной И. всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной И. повышается при подборе достаточно большого кол-ва случаев, в отношении к-рых строится индуктивное обобщение, причем факты, из к-рых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространенных в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности к.-л. явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.
И. широко применяется в щк. обучении. Многие уч. тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Напр., при разъяснении понятия об уд. весе берутся разные вещества в равных объемах и взвешиваются. Разл. вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объемом, т. е. понятие об уд. весе. Это пример неполной И. (берутся не все, а только нек-рые вещества). Как и в науке, в шк. обучении чаще всего применяется именно неполная И. наиб. широко И. применяется в т. н. опытных науках и соответствующих им уч. предметах — зоологии, ботанике, географии и др. В мл. классах, когда дети имеют еще небольшой объем знаний о мире, знакомство с разл. фактами из жизни природы и общества полезно, т. к. обогащает опыт ребенка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактич. знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В ст. классах к И. прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся еще нельзя. Применение И. в обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность И. подчеркивали мн. педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики: «Индуктивный метод исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая ее на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр. пед. соч. 1953, с. 173—74).
Вместе с тем И. нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с совр. тенденциями к увеличению в уч. программах сведений теоретич. характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль др. логич. форм представления уч. материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.
Лит.: К а и б е p г Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978; Формальная логика, Л., 1977; Зуев Д. Д. Шк. учебник, М., 1983. А. Н. Ждан,

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Добутамин-пейсмекерная и дипиридамол-пейсмекерная индукция ишемии миокарда в стресс-эхокардиографии

Тривоженко А. Б., Стручков П. В., Абалмасов В. Г.
Инновационные технологии добутамин-пейсмекерной и дипиридамол-пейсмекерной индукции предполагаемой ишемии миокарда позволяют преодолеть ограничения тривиальной стресс ЭхоКГ, при этом сложно отдать предпочтение какому-то одному мет
Читать PDF

Индукция апоптоза клеток меланомы лигандом TsPO РК11195

Гырылова С. Н., Комина А. В., Рукша Т. Г.
Читать PDF

Индукция созревания макрофагов при действии компонента бактериальной стенки

Ильинская А. Н., Пичугина Л. В., Олиферук Н. С., Львов В. Л., Пинегин Б. В.
Макрофаги под воздействием комплекса веществ мурамилпептидной природы (КВМПП), извлечённых из клеточной стенки грамотрицательных бактерий, претерпевают ряд изменений, сходных с процессом созревания, описанным для дендритных клеток
Читать PDF

Индукция теломеразной активности увеличивает эффективность репрограммирования фибробластов кожи чело

Дашинимаев Эрдэм Баирович, Мучкаева Ирина Алексеевна, Файзуллин Рузель Рафаэлевич, Егоров Егор Евгеньевич, Акимов Сергей Сергеевич, Терских Василий Васильевич, Васильев Андрей Валентинович, Кирпичников Михаил Петрович
Технологии репрограммирования клеток человека являются перспективным направлением развития клеточной биологии с дальней перспективой использования данных методов для клеточно-замещающей терапии в клинической практике.
Читать PDF

Генетическая индукция репрограммирования ядра соматической клетки установленными факторами

Берсенев А. В.
Читать PDF

Успешная индукция плюрипотентных стволовых клеток из нейральных стволовых клеток с помощью двух факт

Бозо И. Я.
Читать PDF

Индукция васкулогенеза в сфероидах из стромальных клеток пупочного канатика

Горкун А. А., Сабурина И. Н., Кошелева Н. В., Пулин А. А., Комиссарова С. В., Репин В. С., Иванов Д. В.
В статье представлены разработанные методы получения многоклеточных функциональных модулей (сфероидов) из диссоциированных клеток разных тканей и органов человека и млекопитающих.
Читать PDF

Внутрипеченочная индукция эндогенного S-аденозил-L-метионина на фоне различных путей введения компле

Суханов Дмитрий Сергеевич, Петров Андрей Юрьевич, Коваленко Алексей Леонидович, Романцов Михаил Григорьевич
Проведено сравнительное экспериментальное изучение уровня эндогенного S-аденозил-L-метионина (SAM) с другими гепатопротекторными препаратами при фармакологической коррекции лекарственного поражениях печени на 117 беспородных крыса
Читать PDF

Индукция протективного гетеросубтипического иммунного ответа против вируса гриппа при иммунизации ре

Шмаров М. М., Седова Е. С., Верховская Л. В., Руднева И. А., Богачева Е. А., Барыкова Ю. А., Щербинин Д. Н., Лысенко А. А., Тутыхина И. Л., Логунов Д. Ю., Смирнов Ю. А., Народицкий Б. С., Гинцбург А. Л.
Вирусы гриппа характеризуются большой антигенной вариабельностью, что приводит к ежегодному возникновению эпидемий, а через нерегулярные интервалы времени пандемий, вызываемых вирусами гриппа с новыми антигенными и биологическими
Читать PDF

Фотодинамическая индукция апоптоза лейкозных клеток, усиленная наночастицами золота

Шишко Е. Д., Фильченков А. А., Завелевич М. П., Куява Л. М., Блохин Д. Ю., Гамалея Н. Ф.
Читать PDF

Индукция апоптоза тимоцитов человека при их взаимодействии с эпителиальными клетками тимуса

Шарова Н. И., Дзуцев А. Х., Комогорова В. В., Ярилин А. А.
Читать PDF

Индукция биосинтеза липаз микромицетом Rhizopus oryzae1403

Шеламова С. А., Тырсин Ю. А.
Биосинтез липазы Rh. oryzae 1403 индуцируется триацилглицерола-ми, жирными кислотами и их производными твинами. Самый высокий эффект дали оливковое масло, твин 80 и олеиновая кислота.

Похожие термины:

  • ИНДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

    использование в учебной работе метода движения от единичного к общему знанию, от фактов к обобщениям; широко применяется при объяснении нового материала, в упражнениях, наблюдениях в единстве и в
  • ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

    методы научного познания, связанные между собой как анализ и синтез. Под индукцией в широком смысле понимается совокупность эмпирических приемов и методов перехода от известного к неизвестному,
  • Индукция (индуктивный метод) в методике изобразительного искусства

    использование в контексте методики умозаключений, в которых исследователь идет от частных явлений к общему выводу, к модели, к закономерности (ср. статью «Дедукция в методике изобразительного иск
  • МЕТОД МОТИВАЦИОННОЙ ИНДУКЦИИ

    (лат. inductio – выведение) – вербальная методика Ж. Нюттена. Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На