ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальный стиль деятельности
совокупность способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности [66, c. 131; 67, c. 137; 82, c. 263].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
своеобразный инструмент, которым пользуется человек при выполнении какой-либо работы, совокупность общих и индивидуальных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Индивидуальный стиль деятельности
обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности. Включает совокупность приемов и способов ее эффективного осуществления. И.с.д. складывается на основе индивидуально-типологических характеристик (темперамент, способности). Успешность его формирования зависит от особенностей воспитания.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Индивидуальный стиль деятельности
устойчивая индивидуально-специфическая система активных и адаптивных психологических средств выполнения той или иной деятельности и включения в реальную действительность. В деятельности как проявлении иманентного свойства человека выражается преимущество его И.с.д. как индивида. В деятельности как способе существования действительности проявляются свойства человека и соответствующий И.с.д. его как личности и как индивидуальности. Это имеет существенное значение для акмеологического проектирования процессов становления и реализации потенциала человека как индивида, личности, индивидуальности. И.с.д. характеризуется специфическими для каждого человека механизмами смыслопостроения.
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта устойчивая система приемов, способов деятельности, которая складывается у субъекта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; в широком смысле– как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Исследование С.д.и. – направление, разработанное отечественными психологами.
В развитии концепции С.д.и. можно различать три этапа.
1. Типологический (1950–1960 гг.), основными задачами которого было выделение и изучение основных стилей в массовых профессиях.
2. Эмпирический (1970–1980 гг.), характеризующихся изучением более широкого спектра психологических «переменных», определяющих или связанных со стилем, использованием многомерных методов математической статистики, изучением проблемы высших достижений на модели спорта.
3. Естественно-научный (с конца 1980-х гг.), характеризующийся стремлением обобщения многочисленных эмпирических данных, сравнительным анализом разных направлений (когнитивного стиля, стиля руководства, общения), построением интегральных моделей стиля, критическим анализом «исходных посылок» и состояния проблемы.
Исследование С.д.и. – направление, разработанное отечественными психологами.
В развитии концепции С.д.и. можно различать три этапа.
1. Типологический (1950–1960 гг.), основными задачами которого было выделение и изучение основных стилей в массовых профессиях.
2. Эмпирический (1970–1980 гг.), характеризующихся изучением более широкого спектра психологических «переменных», определяющих или связанных со стилем, использованием многомерных методов математической статистики, изучением проблемы высших достижений на модели спорта.
3. Естественно-научный (с конца 1980-х гг.), характеризующийся стремлением обобщения многочисленных эмпирических данных, сравнительным анализом разных направлений (когнитивного стиля, стиля руководства, общения), построением интегральных моделей стиля, критическим анализом «исходных посылок» и состояния проблемы.
Источник: Акмеологический словарь
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обобщенная характеристика индивидуально- психологических особенностей и деловых качеств, складывающихся и проявляющихся в деятельности конкретного человека.
И.с.д. проявляется в манере организации деятельности (наличие или отсутствие предварительного плана, методы организации рабочего места, следование правилам техники безопасности, проявление навыков самоконтроля и т.п.); в скорости, темпе деятельности, степени сосредоточенности, последовательности, завершенности выполнения поставленной задачи, тщательности и объективности оценки результатов труда.
На формирование И.с.д. оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. К субъективным, от которых зависит И.с.д., относятся психологические особенности индивида: темперамент, тип нервной деятельности, степень интро- или экстравертированности, особенности памяти, внимания, стиля мышления. Объективными факторами, влияющими на формирование И.с.д. человека, выступают особенности воспитания, условия и методика обучения конкретному виду деятельности, последовательное включение в постоянно повторяющиеся однотипные ситуации, требующие выполнения одних и тех же трудовых операций, функций, проявления определенных индивидуальных способностей.
Изучение и учет И.с.д. позволяет педагогу, мастеру, наставнику опираться на субъективные особенности и возможности воспитуемых, осуществляя дифференцированный, личностно ориентированный подход к ним. Внимание к формированию И.с.д. в процессе обучения проявляется в воспитании культуры труда, технологической дисциплины, развитии навыков самоконтроля и стремления качественного выполнения любого задания.
Поскольку формирование И.с.д. зависит от степени овладения тем или иным видом деятельности, на практике сложившийся И.с.д. наблюдается, как правило, у мастеров своего дела, высококвалифицированных специалистов, последовательных в требовательности к себе и результатам своей деятельности.
Особенностью стиля учебной деятельности педагога, мастера является закономерность взаимовлияния его И.с.д. и стиля деятельности учащегося, студентов, слушателей, поскольку учебная деятельность по своей сути есть взаимосвязь двух процессов обучения и учения.
От И.с.д. педагога, мастера (пассивного или активизирующего, традиционного или инновационного) зависит общий стиль учебной деятельности. Если педагог при подготовке к занятиям считает главным определение содержания и дозировки учебного материала, который он должен передать учащимся, а в построении занятий преобладают методы рассказа, лекции, контроля усвоения полученной информации, данный стиль учебной деятельности можно охарактеризовать как информационный. Если в центре внимания педагога не только и не столько передача информации, сколько побуждение учащихся к поиску информации и решений поставленных проблем в процессе эвристической беседы, работы с первоисточниками, справочниками, дополнительной литературой, такой стиль учебной деятельности и со стороны педагога и, соответственно, со стороны учащихся можно охарактеризовать как креативный, поисковый.
Стиль учебной деятельности зависит также от индивидуального стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Авторитарный стиль отношений сковывает активность учащихся, может стать причиной пассивности некоторых из них. Доверительный, построенный на взаимоуважении стиль сотрудничества в наибольшей мере соответствует инновационному стилю учебной деятельности, отвечающей принципам гуманизации, личностной ориентации образовательного процесса. Либеральный стиль взаимоотношений педагога и учащихся, создающий, на первый взгляд, предпосылки доверительного отношения, нередко связан со снижением требований к учащимся и, как следствие, недостаточной ответственностьюсо стороны учащихся и попустительством отступления от правил учения и поведения со стороны педагога.
Стабильность и обоснованность требований педагога, его требовательность к себе как транслятору знаний и культуры учебной деятельности, забота о комплексном решении образовательных, воспитательных и развивающих задач создает оптимальный стиль учебной деятельности.
Лит.: Краткий психологический словарь. – М., 1985; Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994; Петровский А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив. – М., 1982; Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая
И.с.д. проявляется в манере организации деятельности (наличие или отсутствие предварительного плана, методы организации рабочего места, следование правилам техники безопасности, проявление навыков самоконтроля и т.п.); в скорости, темпе деятельности, степени сосредоточенности, последовательности, завершенности выполнения поставленной задачи, тщательности и объективности оценки результатов труда.
На формирование И.с.д. оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. К субъективным, от которых зависит И.с.д., относятся психологические особенности индивида: темперамент, тип нервной деятельности, степень интро- или экстравертированности, особенности памяти, внимания, стиля мышления. Объективными факторами, влияющими на формирование И.с.д. человека, выступают особенности воспитания, условия и методика обучения конкретному виду деятельности, последовательное включение в постоянно повторяющиеся однотипные ситуации, требующие выполнения одних и тех же трудовых операций, функций, проявления определенных индивидуальных способностей.
Изучение и учет И.с.д. позволяет педагогу, мастеру, наставнику опираться на субъективные особенности и возможности воспитуемых, осуществляя дифференцированный, личностно ориентированный подход к ним. Внимание к формированию И.с.д. в процессе обучения проявляется в воспитании культуры труда, технологической дисциплины, развитии навыков самоконтроля и стремления качественного выполнения любого задания.
Поскольку формирование И.с.д. зависит от степени овладения тем или иным видом деятельности, на практике сложившийся И.с.д. наблюдается, как правило, у мастеров своего дела, высококвалифицированных специалистов, последовательных в требовательности к себе и результатам своей деятельности.
Особенностью стиля учебной деятельности педагога, мастера является закономерность взаимовлияния его И.с.д. и стиля деятельности учащегося, студентов, слушателей, поскольку учебная деятельность по своей сути есть взаимосвязь двух процессов обучения и учения.
От И.с.д. педагога, мастера (пассивного или активизирующего, традиционного или инновационного) зависит общий стиль учебной деятельности. Если педагог при подготовке к занятиям считает главным определение содержания и дозировки учебного материала, который он должен передать учащимся, а в построении занятий преобладают методы рассказа, лекции, контроля усвоения полученной информации, данный стиль учебной деятельности можно охарактеризовать как информационный. Если в центре внимания педагога не только и не столько передача информации, сколько побуждение учащихся к поиску информации и решений поставленных проблем в процессе эвристической беседы, работы с первоисточниками, справочниками, дополнительной литературой, такой стиль учебной деятельности и со стороны педагога и, соответственно, со стороны учащихся можно охарактеризовать как креативный, поисковый.
Стиль учебной деятельности зависит также от индивидуального стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Авторитарный стиль отношений сковывает активность учащихся, может стать причиной пассивности некоторых из них. Доверительный, построенный на взаимоуважении стиль сотрудничества в наибольшей мере соответствует инновационному стилю учебной деятельности, отвечающей принципам гуманизации, личностной ориентации образовательного процесса. Либеральный стиль взаимоотношений педагога и учащихся, создающий, на первый взгляд, предпосылки доверительного отношения, нередко связан со снижением требований к учащимся и, как следствие, недостаточной ответственностьюсо стороны учащихся и попустительством отступления от правил учения и поведения со стороны педагога.
Стабильность и обоснованность требований педагога, его требовательность к себе как транслятору знаний и культуры учебной деятельности, забота о комплексном решении образовательных, воспитательных и развивающих задач создает оптимальный стиль учебной деятельности.
Лит.: Краткий психологический словарь. – М., 1985; Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994; Петровский А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив. – М., 1982; Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.