ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Индивидуальный стиль деятельности
совокупность способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности [66, c. 131; 67, c. 137; 82, c. 263].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
своеобразный инструмент, которым пользуется человек при выполнении какой-либо работы, совокупность общих и индивидуальных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Индивидуальный стиль деятельности
обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности. Включает совокупность приемов и способов ее эффективного осуществления. И.с.д. складывается на основе индивидуально-типологических характеристик (темперамент, способности). Успешность его формирования зависит от особенностей воспитания.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Индивидуальный стиль деятельности
устойчивая индивидуально-специфическая система активных и адаптивных психологических средств выполнения той или иной деятельности и включения в реальную действительность. В деятельности как проявлении иманентного свойства человека выражается преимущество его И.с.д. как индивида. В деятельности как способе существования действительности проявляются свойства человека и соответствующий И.с.д. его как личности и как индивидуальности. Это имеет существенное значение для акмеологического проектирования процессов становления и реализации потенциала человека как индивида, личности, индивидуальности. И.с.д. характеризуется специфическими для каждого человека механизмами смыслопостроения.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта устойчивая система приемов, способов деятельности, которая складывается у субъекта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; в широком смысле– как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Исследование С.д.и. – направление, разработанное отечественными психологами.
В развитии концепции С.д.и. можно различать три этапа.
1. Типологический (1950–1960 гг.), основными задачами которого было выделение и изучение основных стилей в массовых профессиях.
2. Эмпирический (1970–1980 гг.), характеризующихся изучением более широкого спектра психологических «переменных», определяющих или связанных со стилем, использованием многомерных методов математической статистики, изучением проблемы высших достижений на модели спорта.
3. Естественно-научный (с конца 1980-х гг.), характеризующийся стремлением обобщения многочисленных эмпирических данных, сравнительным анализом разных направлений (когнитивного стиля, стиля руководства, общения), построением интегральных моделей стиля, критическим анализом «исходных посылок» и состояния проблемы.

Источник: Акмеологический словарь

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обобщенная характеристика индивидуально- психологических особенностей и деловых качеств, складывающихся и проявляющихся в деятельности конкретного человека.
И.с.д. проявляется в манере организации деятельности (наличие или отсутствие предварительного плана, методы организации рабочего места, следование правилам техники безопасности, проявление навыков самоконтроля и т.п.); в скорости, темпе деятельности, степени сосредоточенности, последовательности, завершенности выполнения поставленной задачи, тщательности и объективности оценки результатов труда.
На формирование И.с.д. оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. К субъективным, от которых зависит И.с.д., относятся психологические особенности индивида: темперамент, тип нервной деятельности, степень интро- или экстравертированности, особенности памяти, внимания, стиля мышления. Объективными факторами, влияющими на формирование И.с.д. человека, выступают особенности воспитания, условия и методика обучения конкретному виду деятельности, последовательное включение в постоянно повторяющиеся однотипные ситуации, требующие выполнения одних и тех же трудовых операций, функций, проявления определенных индивидуальных способностей.
Изучение и учет И.с.д. позволяет педагогу, мастеру, наставнику опираться на субъективные особенности и возможности воспитуемых, осуществляя дифференцированный, личностно ориентированный подход к ним. Внимание к формированию И.с.д. в процессе обучения проявляется в воспитании культуры труда, технологической дисциплины, развитии навыков самоконтроля и стремления качественного выполнения любого задания.
Поскольку формирование И.с.д. зависит от степени овладения тем или иным видом деятельности, на практике сложившийся И.с.д. наблюдается, как правило, у мастеров своего дела, высококвалифицированных специалистов, последовательных в требовательности к себе и результатам своей деятельности.
Особенностью стиля учебной деятельности педагога, мастера является закономерность взаимовлияния его И.с.д. и стиля деятельности учащегося, студентов, слушателей, поскольку учебная деятельность по своей сути есть взаимосвязь двух процессов обучения и учения.
От И.с.д. педагога, мастера (пассивного или активизирующего, традиционного или инновационного) зависит общий стиль учебной деятельности. Если педагог при подготовке к занятиям считает главным определение содержания и дозировки учебного материала, который он должен передать учащимся, а в построении занятий преобладают методы рассказа, лекции, контроля усвоения полученной информации, данный стиль учебной деятельности можно охарактеризовать как информационный. Если в центре внимания педагога не только и не столько передача информации, сколько побуждение учащихся к поиску информации и решений поставленных проблем в процессе эвристической беседы, работы с первоисточниками, справочниками, дополнительной литературой, такой стиль учебной деятельности и со стороны педагога и, соответственно, со стороны учащихся можно охарактеризовать как креативный, поисковый.
Стиль учебной деятельности зависит также от индивидуального стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Авторитарный стиль отношений сковывает активность учащихся, может стать причиной пассивности некоторых из них. Доверительный, построенный на взаимоуважении стиль сотрудничества в наибольшей мере соответствует инновационному стилю учебной деятельности, отвечающей принципам гуманизации, личностной ориентации образовательного процесса. Либеральный стиль взаимоотношений педагога и учащихся, создающий, на первый взгляд, предпосылки доверительного отношения, нередко связан со снижением требований к учащимся и, как следствие, недостаточной ответственностьюсо стороны учащихся и попустительством отступления от правил учения и поведения со стороны педагога.
Стабильность и обоснованность требований педагога, его требовательность к себе как транслятору знаний и культуры учебной деятельности, забота о комплексном решении образовательных, воспитательных и развивающих задач создает оптимальный стиль учебной деятельности.
Лит.: Краткий психологический словарь. – М., 1985; Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994; Петровский А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив. – М., 1982; Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
815.47 кб

Индивидуальный стиль деятельности музыканта

Рязанцев Алексей Алексеевич, Остапенко Ксения Александровна
Для выработки индивидуального стиля деятельности, который является актуальным в жизни любого творческого человека, тем более музыканта, необходимо уметь противостоять различным проявлениям стресса и «сценического волнения», изучит
Читать PDF
257.45 кб

Индивидуальный творческий стиль деятельности: теоретический аспект

Хурматуллина Резеда Камилевна
В статье дан анализ категории «стиль» как общекультурного понятия, рассмотрены содержание и структура индивидуального творческого стиля деятельности.
Читать PDF
242.63 кб

Индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности

Хурматуллина Резеда Камилевна
В процессе анализа музыкально-педагогической деятельности выделены содержательные компоненты индивидуального творческого стиля музыканта-педагога.
Читать PDF
260.31 кб

Стиль деятельности и интегральная индивидуальность учителей-предметников

Долгополова Ирина Владимировна
Данная работа продолжает цикл публикаций по проблеме полисистемного подхода в исследованиях стиля деятельности.
Читать PDF
664.87 кб

Индивидуальный стиль деятельности как прогностический фактор надежности водителя

Лобанова Юлия Игоревна
В статье обосновывается влияние планирующего стиля деятельности на надежность деятельности водителя. Работа включает описание процесса создания и апробации опросника «Индивидуальный стиль деятельности водителя».
Читать PDF
136.14 кб

Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка

Черенкова Белита Валентиновна
Рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей учащихся на индивидуальный стиль деятельности и личностные стратегии, используемые ими в процессе изучения иностранного языка.
Читать PDF
242.74 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности при подготовке конкурентноспособного инженера

Крутина Е. В.
В статье поднимается вопрос подготовки конкурентноспособного инженера. Разбираются особенности формирования у студентов необходимых качеств.
Читать PDF
306.25 кб

Индивидуально-творческий стиль деятельности студента-хореографа как сложная многомерная система

Радченко С. В.
В статье рассмотрены наиболее значимые компоненты индивидуально-творческого стиля деятельности студента-хореографа: индивидный, мотивационный, креативный, интеллектуальный, эмоциональный.
Читать PDF
185.65 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности: сущность, структура и основания существования

Снигирева Елена Михайловна
В статье раскрыты современные взгляды на сущность, структуру индивидуального стиля педагогической деятельности; обоснована необходимость развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в условиях модернизации ро
Читать PDF
539.87 кб

Образовательные парадигмы и индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза

Макарова Людмила Николаевна
В статье обоснованы возможные варианты развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза в зависимости от господствующих образовательных парадигм.
Читать PDF
313.82 кб

Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи

Макарова Людмила Николаевна
Рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза.
Читать PDF
419.39 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности и мышление преподавателя вуза: вопрос соотношения

Макарова Л.Н.
В статье рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза.
Читать PDF
93.54 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальнос

Рослякова Надежда Ивановна
В статье рассматривается актуальная проблема современного образования: развитие профессиональной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Читать PDF
376.81 кб

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: акмеологический аспек

Алексеева Ю. В.
В предлагаемой статье рассматриваются индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы как интегральная динамическая характеристика, а также акмеологическая образовательная среда как важнейшее условие
Читать PDF
110.61 кб

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: подходы к опред

Белкина В. Н., Ориничева Р. В.
В статье представлен анализ основных подходов к определению индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Похожие термины: