совокупность ощущений, восприятий, представлений, образов и понятий в сознании каждого отдельного человека. В основе развития индивидуальных знаний человека лежит, во-первых его жизненный опыт, во-вторых – общественное сознание в его формах (см. формы общественного сознания) – язык, мораль, наука и т. д., носителем которых являются общественные знания. Индивидуальные знания можно классифицировать:
1. По объемам освоения, овладения – продолжительность обучения, количество освоенных учебных курсов, их глубина и степень детализации и т. д.
2. По уровням освоения, овладения. Уровни освоения рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как результат обучения, как мера качества усвоения обучающимися учебного материала; вовторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т. д.) мера глубины, подробности изучения материала. Выделяются четыре уровня освоения знаний (по В.П. Беспалько):
- первый уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.
- второй уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.
- третий уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.
- четвертый, высший уровень – знания-трансформации – предполагает возможность творческого применения полученных знаний путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.
3. По уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков):
- непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений; феноменологические, описательные знания на уровне обыденного, «житейского» языка;
- аналитико-синтетические знания на уровне элементарного объяснения, чаще всего качественного, явлений и процессов, их свойств;
- прогностические знания – объяснение явлений и процессов с использованием их количественной теории, создают возможности прогнозирования их развития;
- аксиоматические – объяснение явлений и процессов с использованием высокой степени общности описания как по широте охвата, так и по глубине проникновения в их сущность.
4. По отношению к изучаемому объекту (И.Я. Лернер, А.М. Новиков):
1. Знания об объекте.
2. Знания о действиях с объектом, способах действий. В частности, все методологические и технологические знания будут относиться к этой области. Литература: [36].
591.72 кб
Оценка индивидуальных знаний
A comparison of the semantic human space and that of an amateur is presented in graphic form.