процесс и результат самостоятельной работы растущего человека над определением, формированием, развитием образа «Я» в его культурном, нравственном, интеллектуальном, социальном, профессиональном проявлении. ИО осуществляется в свободном режиме и посредством сознательного выбора источников информации и направлений мыслительной деятельности (как на базе образовательного учреждения, так и вне его). Организация ИО предполагает повышение роли педагога как индивидуального консультанта и увеличение разнообразия типов его деятельности: в системе ИО субъект-субъектное общение детей и взрослых не может быть единообразным по определению.
Зачастую ИО воспринимают как аналог самостоятельной работы учащихся (учение без общения с кем-либо в данный момент времени, но в тех же временных рамках): экстернат, работа с репетитором, подготовка сообщений, рефератов и докладов, проектная деятельность, домашние задания. Но эти формы, являясь вспомогательными элементами ИО, в основе имеют цели и задачи, сформулированные педагогом. Концептуальная же основа индивидуального образования и его логика — «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности. В таком индивидуальном образовании учащийся встречается с источниками информации, ставя свою учебную цель, выбирая свои способы ее достижения. Цели занятий и последовательность встреч, заданных извне — учебными стандартами или преподавателем, — играет здесь вспомогательную и отчасти обеспечивающую роль.
Принципы ИО: субъектность, свобода выбора, открытость, неповторимость (а-технологичность), интегративность, творческий характер, продуктивность, непрерывность.
Способы ИО:
1. Предоставление учащимся права выбора:
– источников информации и последовательности знакомства с ними;
– степени сложности заданий и форм отчетности различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих его индивидуальному стилю учения
(аудиальному, визуальному, кинестетическому и др.);
– коллеги/партнера — другого ученика/студента или преподавателя для совместной работы над заданием или проектом; – индивидуального темпа учения.
2. Разработка и использование индивидуальных образовательных стратегий.
3. Учение (самостоятельная учебно-исследовательская работа) по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4. Стажировка учащихся в фирмах и учреждениях города, в том числе и иных образовательных учреждениях.
Средства индивидуального образования: - образовательная, культурная, социальная, материальная среда
как источник получения разнообразных знаний, опыта и эмоционального восприятия действительности;
- бумажные носители (книги, журналы, учебная литература); - электронные носители (Интернет, телевидение);
- учреждения культуры (библиотеки, театры, музеи, выставочные
залы);
- учреждения основного и дополнительного образования; - ознакомительные туры, экскурсии.
Е.А Александрова
Литература: Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как организовать индивидуальное образование в школе. — М.: Сентябрь, 2005.
Новые ценности образования: Свободное образование: зарубежный опыт. Вып. 2 (13), 2003.
Новые ценности образования: Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. Вып. 3 (14), 2003.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005