ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат самостоятельной работы растущего человека над определением, формированием, развитием образа «Я» в его культурном, нравственном, интеллектуальном, социальном, профессиональном проявлении. ИО осуществляется в свободном режиме и посредством сознательного выбора источников информации и направлений мыслительной деятельности (как на базе образовательного учреждения, так и вне его). Организация ИО предполагает повышение роли педагога как индивидуального консультанта и увеличение разнообразия типов его деятельности: в системе ИО субъект-субъектное общение детей и взрослых не может быть единообразным по определению.
Зачастую ИО воспринимают как аналог самостоятельной работы учащихся (учение без общения с кем-либо в данный момент времени, но в тех же временных рамках): экстернат, работа с репетитором, подготовка сообщений, рефератов и докладов, проектная деятельность, домашние задания. Но эти формы, являясь вспомогательными элементами ИО, в основе имеют цели и задачи, сформулированные педагогом. Концептуальная же основа индивидуального образования и его логика — «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности. В таком индивидуальном образовании учащийся встречается с источниками информации, ставя свою учебную цель, выбирая свои способы ее достижения. Цели занятий и последовательность встреч, заданных извне — учебными стандартами или преподавателем, — играет здесь вспомогательную и отчасти обеспечивающую роль.
Принципы ИО: субъектность, свобода выбора, открытость, неповторимость (а-технологичность), интегративность, творческий характер, продуктивность, непрерывность.
Способы ИО:
1. Предоставление учащимся права выбора:
– источников информации и последовательности знакомства с ними;
– степени сложности заданий и форм отчетности различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих его индивидуальному стилю учения
(аудиальному, визуальному, кинестетическому и др.);
– коллеги/партнера — другого ученика/студента или преподавателя для совместной работы над заданием или проектом; – индивидуального темпа учения.
2. Разработка и использование индивидуальных образовательных стратегий.
3. Учение (самостоятельная учебно-исследовательская работа) по индивидуальным учебным планам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4. Стажировка учащихся в фирмах и учреждениях города, в том числе и иных образовательных учреждениях.
Средства индивидуального образования: - образовательная, культурная, социальная, материальная среда
как источник получения разнообразных знаний, опыта и эмоционального восприятия действительности;
- бумажные носители (книги, журналы, учебная литература); - электронные носители (Интернет, телевидение);
- учреждения культуры (библиотеки, театры, музеи, выставочные
залы);
- учреждения основного и дополнительного образования; - ознакомительные туры, экскурсии.
Е.А Александрова
Литература: Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как организовать индивидуальное образование в школе. — М.: Сентябрь, 2005.
Новые ценности образования: Свободное образование: зарубежный опыт. Вып. 2 (13), 2003.
Новые ценности образования: Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. Вып. 3 (14), 2003.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
370.38 кб

Индивидуальное обучение в дизайн-образовании

Радвил Нелли Ивановна
Читать PDF
1.35 мб

Индивидуальная подготовка студентов - менеджеров образования

Жиркова Зоя Семеновна
Читать PDF
1.15 мб

Феномен индивидуального познавательного стиля в современном образовании

Костенко Елена Геннадьевна
В настоящей статье раскрываются психологические и педагогические аспекты индивидуального познавательного стиля; предлагается авторское его определение
Читать PDF
416.05 кб

Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования

Кабрин Валерий Иванович
Рассматриваются основные уровни и характеристики персональной коммуникативной сети индивидуальной траектории образования. Раскрываются глубинные основания индивидуального пути профессионального роста.
Читать PDF
490.72 кб

Образование и индивидуальное чтение как стратегии символической деятельности

Викентьева Светлана Александровна
В данной статье практика чтения анализируется как символическая деятельность, которая предполагает различные стратегии.
Читать PDF
368.71 кб

Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования

Зеер Эвальд Фридрихович, Сыманюк Эльвира Эвальдовна
Анализируются возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий в системе непрерывного образования.
Читать PDF
333.14 кб

Учет индивидуальных особенностей школьника в системе непрерывного образования

Варламова Альбина Ивановна
Статья посвящена вопросу систематизации отслеживания развития учащихся. Данная систематизация особо станет полезной в период подросткового возраста.
Читать PDF
2.44 мб

Место индивидуально ориентированного оценивания в профессиональном образовании

Гузева Анна Игоревна
В статье освещается проблема реализации индивидуально ориентированного оценивания и его применения в сфере профессионального образования, в частности, при обучении английскому языку.
Читать PDF
261.52 кб

Индивидуальный стиль учащегося с позиций компетентностного подхода в образовании

Глазков Александр Владимирович
В статье на основе анализа требований компетентностного подхода к компетентности учащегося как результату образования обоснована роль индивидуального стиля учащегося как внутреннего, психологического коррелята его компетентности.
Читать PDF
334.05 кб

Гуманизация инженерного образования в процессе индивидуальной работы со студентами

Рыжов Владимир Петрович
Усовершенствование качества образовательного процесса связано с введением специальных курсов гуманитарно-системного плана, основанного на уменьшении времени аудиторных занятий и в формировании индивидуальных учебных планов.
Читать PDF
612.93 кб

Индивидуальная образовательная траектория, как составляющая современного образования

Кленин Дмитрий Анатольевич, Сальников Виктор Александрович, Ешкова Юлия Андреевна, Ревенко Евгений Михайлович
В работе на основе социологического опроса студентов 1 и 4 курсов выявлена определенная самостоятельность студентов в выборе вариантов образовательного процесса. На это оказывают влияние и особенности личности.
Читать PDF
236.72 кб

Информационные критерии индивидуального планирования в системе непрерывного образования

Уварова И. В.
Читать PDF
181.78 кб

Влияние процесса образования на формирование профессиональной индивидуальности студента

Большаков Н. Н.
В статье рассматривается вопрос о формировании в реалиях современного общества профессионального самоопределения. Дети и подростки развиваются в реалиях информационного общества изначально.
Читать PDF
336.76 кб

Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в системе непрерывного образования

Михайлова Эвелина Валериановна
В современном подходе системы профессионального образования к подготовке компетентных специалистов важен процесс формирования готовности личности к профессиональному развитию и самореализации, определяемый активным творческим сост
Читать PDF
3.24 мб

Образование как ведущий фактор развития индивидуальности человека в процессе социализации

Глушенко Н. С.