ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
характеризует перемещение вверх и вниз по социальной лестнице отдельного индивида независимо от того, как в это время передвигается (или находится в покое) социальная группа, к которой он принадлежит. Например, подавляющее большинство преподавателей и ученых в период экономических кризисов испытывает материальные лишения из-за того, что государство перестало финансировать образование и науку. Однако редкие преподаватели и ученые в этот момент совершили стремительный скачок, продвинулись вверх по социальной лестнице, к примеру, превратившись в консультантов Государственной Думы и президента.
И.м. в США и бывшем СССР имела немало сходных черт. Сходство объясняется тем, что обе страны – индустриально развитые державы. Исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е гг.), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих в обеих странах происходят из рабочих, в И.м. вовлечено более двух третей населения. Подтверждается и другая закономерность: на И.м. наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. И в США, и в СССР обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности, служащих. Хотя второму помогают родители.
Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники – иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект дает миграция из села, причем не только в США, но и в бывшем СССР.
В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по своему объему уступали горизонтальной. Это означает: в двух странах высок уровень мобильности (до 70–80% населения), но 70% – это горизонтальная мобильность – перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (см. Страты). Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П. Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удастся шагнуть сразу на несколько ступеней.
Так, поднимаются из рабочих в верхний-средний класс 10% американцев, 7% японцев иголландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам И.м., т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят: социальный статус семьи; уровень полученного образования; национальность; физические и умственные способности, внешние данные; полученное воспитание; место жительства; выгодный брак.
Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов любого класса.
Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.
Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Если она повышает свой социальный статус, то делает это часто благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, она выбирает такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину». Можно привести множество примеров того, как замужество превращается в своего рода «социальный лифт» для женщин незнатного происхождения.
В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития.
Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.
А.И. Кравченко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
127.78 кб

Преимущество магистратуры - повышение индивидуальной образовательной мобильности

Кузнецова Виктория Николаевна
В статье приведен краткий анализ преимуществ двухуровневой системы высшего образования, реализуемой в СибАДИ, с точки зрения кадрового потенциала академии и повышения академической мобильности студентов.
Читать PDF
128.06 кб

Индивидуальная академическая мобильность студентов в условиях развития открытого образовательного пр

Калинина Н. М.
Данная статья посвящена вопросам перспектив развития академиче-ской мобильности студентов в условиях развития открытого образовательного пространства.
Читать PDF
792.91 кб

Индивидуальное и структурное в социальной мобильности в контексте индивидуализации: обзор эмпирическ

Полина Ерофеева
В статье раскрываются особенности эмпирических исследований, рассматривающих проблему индивидуализации современных траекторий мобильности.