индивидуализация обучения
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Методика преподавания литературы.
Источник: Глоссарий современного образования.
1) учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
2) оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его собственных психологических ресурсов.
В современных условиях именно второй аспект индивидуализации обучения приобретает особую актуальность. Его идеологическая основа — субъектный подход к пониманию природы человека. Быть субъектом — значит быть инициатором собственной активности. Признание ребенка субъектом приводит к необходимости изменить отношение к каждому ученику на уровне принятия трех основных постулатов: - непредсказуемости индивидуального поведения (признания права каждого ребенка на индивидуальный выбор и соответственно отказа взрослому в праве на жесткий прогноз и целенаправленное управление учебной жизнью ребенка);
- ценности личности (отказа от разделения детей по критерию «хороший — плохой» в плане оценки их способностей при сохранении оценочных критериев по отношению к конкретным аспектам поведения);
- уникальности индивидуальных возможностей (готовности принять ребенка именно как другого человека, наделенного своими особыми, присущими ему качествами и имеющего индивидуально-своеобразный потенциал своего развития, см. — Каган, Эткинд, 1989).
Индивидуализация обучения, основанная на субъектном подходе, нацелена на создание условий для раскрытия и формирования индивидуальности каждого ребенка. Под словом «индивидуальность» имеются в виду продуктивность взаимоотношений личности с окружающим миром и самой собой и ее самобытность, ярко выраженное индивидуальное своеобразие.
Следовательно, адресатом образовательного процесса оказываются индивидуальные психологические ресурсы каждого ученика. Одно из базовых психологических ресурсов личности — интеллект. Интеллектуальные возможности человека проявляются в том, как он воспринимает, понимает и объясняет происходящее, а также в том, как и какие решения он принимает в тех или иных сложных ситуациях.
Интеллектуальное воспитание учащихся — это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Актуальность задачи интеллектуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях постоянно возрастает. В настоящее время идет глобальный интеллектуальный «передел» мира, означающий жесткую конкурентную борьбу отдельных государств за преимущественное обладание интеллектуально одаренными людьми — потенциальными носителями нового знания. Очевидно, что за качество интеллектуальных способностей граждан в первую очередь отвечает такой социальный институт, как общеобразовательная школа. Каковы условия для развития индивидуальности в школе — таков и интеллектуальный потенциал общества.
Проблема интеллектуального воспитания детей в контексте современного школьного образования имеет свои специфические особенности. Во-первых, в рамках парадигмы интеллектуального воспитания оказываются неправомерными любые, в том числе, скрытые формы интеллектуального насилия. Это касается и традиционного содержания образования в виде системы т.н. готовых истин, и традиционных критериев успешности обучения в виде ЗУН, и традиционного распределения познавательных ролей (учитель — ведущий «впереди», ребенок — ведомый «сзади»).
Во-вторых, исключается позиция элитарности образования по отношению к учащимся общеобразовательной школы. Как ни странно, но иногда объектное отношение к ребенку инициируется в инновационных образовательных учреждениях при условии, если они ориентированы на внешнюю дифференциацию учащихся на основе их селекции (например, отбора детей по уровню интеллектуального развития в специализированные школы или классы с «углубленным» обучением).
В-третьих, интеллектуальное воспитание необходимо предполагает индивидуализацию интеллектуального развития каждого ребенка с учетом его наличных интеллектуальных ресурсов и разработки индивидуальной «траектории» его интеллектуального роста в обучении. Интеллектуальное воспитание невозможно без опоры на реальные психологические механизмы интеллектуального развития, которые связаны с изменениями состава и строения индивидуального ментального (умственного) опыта личности (Холодная, 2002/а). Индивидуализация интеллектуального развития в обучении предполагает учет своеобразия ментального опыта ученика и требует решения двух основных задач по создания условий:
1) для актуализации его наличного ментального опыта (в том числе основных компонентов его когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта);
2) для обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта в максимально возможном диапазоне.
Следует выделить две взаимосвязанные задачи интеллектуального воспитания учащихся: во-первых, повышение уровня их интеллектуальной компетентности (за счет сформированности основных компонентов когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта, обеспечивающих продуктивность интеллектуальной деятельности) и, во-вторых, рост индивидуального склада ума каждого ученика (за счет выраженности индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного содержания). Эти задачи должны решаться одновременно. Так, роль уникальности склада ума заключается в возможности появления у интеллектуально компетентного человека необычных, новых идей. В свою очередь, без опоры на механизмы продуктивного интеллектуального поведения эта уникальность может трансформироваться в интеллектуальный эгоцентризм и эксцентричность. Организация обучения на основе актуализации и обогащения ментального (умственного) опыта личности позволяет конкретизировать одно из направлений интеллектуального воспитания учащихся, связанного с формированием у каждого ребенка персонального познавательного стиля (см.).
М.А. Холодная
Литература: Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002 (а).
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. — М.: ПЕРСЭ, 2002 (б).
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005
Проблема учета индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психол.-пед. науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на ср. уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем уч. деятельности, к-рый задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учет особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении уч. задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отд. приемов, способов И. о. в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
Готовя учащихся к усвоению нового уч. материала, учитель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены. И. о. предполагает дифференциацию уч. материала, разработку систем заданий раз л. трудности и объема. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с разл. группами и отд. учениками) уч. материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни уч. деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Средствами И. о. могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, к-рые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения И. о. заключается в показе образца действия, развернутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, к-рые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления; прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или доп. лит-ре и т. д. Часто учитель разделяет задание на отд. небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В тех случаях, когда реальные уч. возможности отд. учеников выше объективных требований, предъявляемых всему классу, учитель может повысить сложность индивидуального задания.
Содержание, степень сложности уч. задач и способов действий определяют и формы организации классной уч. работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Общеклассная (фронтальная) форма работы создает возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заражения» и тем самым поднимает активность каждого ученика. При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на неск. подгрупп с учетом уровня обучения, склонностей и т. д. Уч. задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности уч. заданий, способы действий и пр., создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе, к-рые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы, доклады, рефераты и т. д. Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни уч. деятельности.
На этапе закрепления знаний классу предлагается общее задание, доступное всем учащимся, затем даются задания, дифференцированные по трудности. Подбор индивидуализиров. заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегченные задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у учащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.
При изложении нового уч. материала возможности И. о. на уроке ограничены. Учитель может чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у к-рых развита зрительная память, учитель готовит доп. наглядный материал, школьников с развитой моторной памятью чаще вызывает к доске для записи новых терминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоят. работу вместо подробного инструктажа (к-рый проводится для отстающих). Интересу к учению способствует самостоят. поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.
В качестве компонентов И. о. на всех этапах уч. деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с к-рым он может сличить ход и результаты уч. труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.
И. о. предполагает перспективное те-матич. планирование. В процессе урока учитель, допуская разл. темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, к-рыми он поведет учеников к конечному результату.
Одной из форм И. о. является программированное обучение, позволяющее активизировать работу каждого ученика, усилить самоконтроль.
Новые возможности для И. о. открываются в связи с внедрением в уч. процесс электронно-вычислит. техники (см. Компьютеризация обучения). Использование ЭВМ в обучении изменяет ранее сложившееся соотношение между организационными формами обучения в пользу И. о.
Лит.: Климов Е. А., Индивидуальный стиль деятельности, [Казань], 1969; Унт И., Развитие учащегося и индивидуализация уч. работы, в кн.: Сов. педагогика и школа, в. 6, Тарту, 1972; ее же, Индивидуализация и дифференциация обучения, М., 1990; Лийметс X. И., Групповая работа на уроке, М., 1975; Рабунский Е. С., Индивидуальный подход в процессе обучения школьников, М., 1975; Б а б а н-с к и и Ю. К., Оптимизация процесса обучения, М., 1977; Кирсанов А. А., Индивидуализация уч. деятельности как пед. проблема, Казань, 1982. А. А. Кирсанов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
И.о. в ПУ проводится в условиях коллективной учебной работы с группой и в рамках общих задач и содержания обучения: все учащиеся должны овладеть знаниями, навыками и умениями, предусмотренными учебными программами. Необходимость И.о. вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех учащихся одинаков.
И.о., основанная на глубоком знании педагогом индивидуальных особенностей личности, духовного мира каждого ученика, способствует достижению единства воспитания и обучения. «Слабые» учащиеся из-за пробелов в полученных ранее знаниях, навыках и умениях, плохо развитых приемов обобщения и абстрагирования встречают большие затруднения при усвоении нового учебного материала и нуждаются в особой помощи педагога. «Сильные» же учащиеся, если педагоги ориентируются на «среднего» ученика, работаютбез напряжения, затормаживается их умственное развитие, снижается познавательная активность. Умелая индивидуализация работы с «сильными» учениками помогает не только полнее мобилизовать их способности, но и благотворно сказывается на учебе всего коллектива.
И.о. способствует развитию способностей учащихся, учитывает их склонности и интересы, различное отношение к учению, к отдельным учебным предметам (см. Индивидуальный подход ).
В практике учебных заведений И.о. нередко ограничивается лишь дополнительными учебными занятиями с учащимися, имеющими пробелы в знаниях, навыках и умениях по отдельным разделам программы. Но цель И.о. в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить их максимально продуктивную работу. А это возможно, если И.о. осуществляется на всех этапах обучения и главным образом при усвоении новых знаний. И. о. именно на этом этапе позволяет обеспечить развитие познавательных сил всех учащихся.
Опыт передовых педагогов подтверждает правильность именно такой И.о. Педагог, готовя учащихся к усвоению нового учебного материала, учитывает их индивидуальные особенности. Он определяет, какие знания данного и других учебных предметов, какие сведения из личного опыта учащегося должны быть привлечены для успешного выполнения познавательного задания, анализирует письменные работы, устные ответы учащихся и т.д. Если у учащегося обнаружен пробел в знаниях, необходимых для усвоения нового учебного материала, то ему еще до урока предлагается повторить правило, закон или теорему, решить задачу, пример и т.д. Иногда, если материал изучался недавно и не представляет больших трудностей, педагог проводит эту работу на уроке перед изучением новой темы. Урок в этом случае может начинаться или с фронтальной беседы
– повторения, или с небольшого самостоятельного задания. Главное внимание уделяется организации коллективной работы. Перед всем классом педагог ставит общую познавательную задачу. Затруднения, которые могут возникнуть у отдельных учащихся при ее решении, педагог стремится заранее предвидеть. Так, он рекомендует тем, кто встретился с затруднениями при выполнении задания, прочитать ранее изученный материал в учебнике, обратиться к справочнику, таблице, предлагает выполнить аналогичное упражнение. Формулирует наводящие вопросы, дает план в виде нескольких вопросов, которые направляют мысль ученика, и т.п. Часто задание расчленяется на отдельные небольшие задачи, этапы, логически и структурно связанные между собой.
При этом каждая последующая задача становится посильной, если выполнена предыдущая. Эти индивидуальные задания и приемы помогают «слабым» ученикам включиться в коллективную работу класса.
При изложении педагогом нового учебного материала возможности И.о. на уроке ограничены. Он может лишь чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить его повторить правило, закон, теорему, привести примеры. Зная, что у отдельных учеников сильнее развита зрительная память, педагог готовит для них дополнительные картины, чертежи, схемы, диаграммы, модели. Учащиеся, у которых сильнее моторная память, чаще вызываются к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на географических и исторических картах. Учащиеся с недостаточно развитым пространственным воображением чаще других работают с геометрическими телами, проводят различные измерения и т.д.
Для тех, кто хорошо успевает по данному предмету, необходимо создавать условия, при которых они должны работать с напряжением всех своих сил. Так, при организации самостоятельной работы вместо подробного инструктажа, как это делается для «слабых» учеников, надо ограничиваться лишь общими указаниями о цели, порядке и способах выполнения познавательного задания, предоставлять возможность учащимся самим наметить план работы, выполнить определенные операции, умозаключения и т.д. После выполнения основного, общего для группы задания следует предлагать им дополнительную литературу для самостоятельного изучения, найти новые варианты доказательства теорем, вывода законов, привлечь их к объяснению другим ученикам изученного материала и т. д. Такая организация учебной работы позволяет всем учащимся работать в полную силу, проявлять самостоятельность, активность.
На этапе закрепления знаний группе первоначально предлагается общее задание, доступное всем ученикам. Затем даются задания в трех-четырех вариантах. Трудностьих различна. Каждому ученику предоставляется возможность пробовать свои силы и решать любой вариант.
Подбор индивидуализированных заданий весьма сложен. Если ученика со слабо развитым отвлеченным мышлением из занятия в занятие упражнять лишь на облегченных заданиях, то это усугубит недостатки в его развитии. Поэтому учитель сначала включает такого ученика в посильную работу, а затем постепенно ведет его к усвоению более сложного материала. При подборе заданий на применение и закрепление знаний надо иметь дополнительные задания, выполнение которых поможет восполнять имеющиеся у учащихся пробелы. Для «слабых» особенно важно возвращаться к ранее изученному.
При И.о. небходимо тематическое перспективное планирование, так как педагог, давая в процессе прохождения той или иной темы разные задания и допуская различный темп проработки учебного материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, навыков и умений всеми учениками. А для этого он должен, начиная работать над темой, ясно представлять себе пути, которыми он поведет учеников к конечному результату. Ограничиться поурочным планированием здесь нельзя.
В современных условиях большие возможности для И.о. открывает компьютеризация обучения.
Возможное при И.о. разделение учащихся группы по уровню знаний и интеллектуального развития на группы «сильных», «средних» и «слабых» для выполнения отдельных заданий должно вести к поднятию этого уровня и, в конечном счете, к ликвидации таких групп, как устойчивых образований, но отнюдь не к превращению их в резко разделенные, неподвижные, «роковые», как это имеет место в школах некоторых государств. Так, в школах Англии, США, ФРГ и других стран И.о. предусматривает приспособление целей и содержания обучения к уровню подготовки учащихся, обучение уже в начальных классах ведется по разным программам и разными методами.
Лит.: Данилов М.А. Индивидуализация обучения учащихся на уроке // Процесс обучения в современной школе. – М., 1960; Бударный А. Преодолеть неуспеваемость // Народное образование. 1963. № 10 (Приложение); Буданков Л. Молодежи – математические
знания // Там же. 1963. № 11; Кирсанов А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся // Советская педагогика. 1963. № 5.
А.А. Кирсанов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.