ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Найдено 1 определение
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
соотношение понятий. Для характеристики разнообразия процессов развития человека используется система понятий, каждое из которых имеет собственное пространство значений и область использования. Во взаимосвязи они раскрывают целостность развития человека и его личностного роста.
Индивидуация — самоосуществление, основанное на умении индивида различать, чем он кажется себе и другим (К.Юнг).
Индивидуализация человека — процесс развития особенностей личности, формирования индивидуальности; процесс, когда все, что присуще конкретному человеку, приобретает самобытность, получает своеобразие и уникальность.
Индивидуализация обучения — организация учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, что позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Индивидуальность — уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психологических особенностей, (специфика темперамента, интересов, интеллекта, способностей). Основой формирования индивидуальности являются психофизиологические и социальные задатки, которые полностью раскрываются в воспитания и деятельности.
Педагогический потенциал социализации — совокупность возможностей институтов социального воспитания и способностей индивида, реализуемых в образовательном пространстве социума в рамках субъект-субъектной парадигмы взаимодействия; психологопедагогическое содержание «зоны ближайшего развития».
Перманентная педагогическая социализация — процесс преемственности личностного развития человека на основе целеполагаемой и частично направляемой социализации индивида с полным включением ресурсных возможностей социума.
Социализация как индивидуализация (Л.С.Выготский) — основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, к собственно психологическим формам его деятельности.
Социализация как интимизация (И.С.Кон) — процесс перехода от «МЫ» к «Я» и развития самосознания личности.
Социализация как производство внутреннего плана сознания (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина) — превращение социальной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутреннего диалога, «диалога с самим собой».
Социализация как автономизация (А.Маслоу) — у самоактуализированного индивидуума источники удовлетворения потребностей интраиндивидуальны и «никак не опосредованы социумом». Высший уровень личностного развития, когда осознанность потребности саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту.
Деиндивидуализация (П.Зимбардо, В.В.Столин) — состояние самосознания, характеризует изменение в самосознании и поведении, спровоцированное ослаблением индивидного уровня общения и деятельности. Коренится в слабости личностного уровня самосознания, нравственных аспектов «Я-образа» и саморегуляции.
Идентичность (П.Бергер, Т.Лукман) — феномен, который возникает из диалектической взаимосвязи индивида и общества; ощущение «самости», развивающееся в ребенке по мере взросления и определяющее его как самостоятельную личность; основа формирования «Я-концепции».
«Я-концепция» (Р.Бернс) — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, проживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
«Я-структура» — вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.
А.Н.Свиридов
Литература: Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.
Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Изд-во «БАХРАХ — М», 2000.
Свиридов А.Н. Педагогический потенциал социализации. — Барнаул:
Изд-во БГПУ, 2004.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005