ИГРУШКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИГРУШКИ
предметы, предназначенные для развлечения ребенка и служащие одновременно одним из важных средств его психического развития. На протяжении всей истории человечества из множества предметов, которые могут быть использованы в игре, отбирались те, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям ребенка. Назначение И. тесно связано с теми видами деятельности, которые выступают ведущими на определенных возрастных этапах и оказывают решающее влияние на психическое развитие ребенка. В младенческом возрасте такими видами деятельности являются общение и манипулирование. Соответственно младенцу предназначаются такие И., которые благодаря общению со взрослыми способствуют развитию ориентировочного поведения. Взрослый побуждает ребенка к общению посредством И., которой манипулирует в поле зрения ребенка. Младенец активно реагирует на это, находит И. взглядом, следит за ней; звучание И. прибавляет ей привлекательности. Уже в возрасте 3 мес ребенок не только смотрит на И., но и тянется к ней, иногда схватывает. Это не только развлекает ребенка, но и совершенствует его движения, способствует их координации. В этом возрасте появляются предпочитаемые И., которыми ребенок манипулирует чаще и более охотно. И. для младенца следует тщательно подбирать. В наборе таких И. прежде всего должны присутствовать легкие, безопасные, красочные, звучащие погремушки. Они сконструированы так, что манипулирование с ними дает младенцу возможность уловить результат предпринятых действий. Погремушки как бы побуждают ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к освоению последних. Помимо погремушек хороши резиновые И.-пищалки, специальные (не рвущиеся) раскладные книжки. Металлические и мягкие И. младенцу давать преждевременно: манипулирование первыми чревато травмами, а вторые трудно содержать в чистоте (при том, что любую И. малыш часто берет в рот). В раннем возрасте (1-3 года) ребенку подбирают новые И. Ведущая деятельность на этом этапе - предметная, способствующая овладению орудийными и соотносящими действиями. Первые предусматривают употребление одного предмета (орудия) для воздействия на другой. Вначале ребенок осваивает простейшие орудия: ложки, совки, лопатки и т.п. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития. В этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию, выработанный человечеством способ их употребления запечатлен в самом их устройстве. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений ребенка, их подчинения устройству орудия. Но главное - ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, лежащий в основе всякой человеческой деятельности. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные отношения. Это и строительство из кубиков, и складывание всевозможных пирамидок, и многое другое. Для правильного выполнения соотносящих действий необходим учет свойств предметов (их формы, величины и т.д.), которому ребенок постепенно научается под руководством взрослого. Т.о., переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и способ употребления. Помимо И. с закрепленными функциями ребенок открывает для себя особые - т.н. полифункциональные - предметы, которыми можно заменять отсутствующие вещи. Например, простая палочка может выступить в роли ложки, лопатки, солдатика и т.п. Полифункциональные предметы выступают как средство овладения действиями замещения, подготавливая развитие знаковой функции сознания. Особый вид полифункциональных предметов - природные материалы (палочки, камешки, шишки и т.п.). Ими ребенок охотно манипулирует, придавая им разнообразные значения. В раннем возрасте ребенок начинает также играть со всевозможными куклами и изображениями животных. Первоначально он выполняет с ними лишь подражательные действия: укачивает, катает в коляске и т.п. В развитом виде игра с куклами оформляется в дошкольном возрасте (3-7 лет), когда складывается эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемой И.: кукла наделяется определенными личными свойствами, участвует в достаточно сложных сюжетных действиях, благодаря чему игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений. В старшем дошкольном возрасте сохраняется привязанность к мягким И. и куклам, но обнаруживается также интерес к разнообразным соревновательным играм. Атрибуты таких игр - мячи, прыгалки, кегли и др. Именно в этом возрасте дети начинают упражняться, тренироваться, осваивать правила соревнований. При выборе детьми И. сказывается их половая принадлежность. Мальчики предпочитают механические устройства, машинки, копии оружия, а девочки - кукол, посуду, мебель. Предпочтение ребенком тех или иных И. позволяет оценить, какими видами деятельности он овладевает, как осуществляется освоение им стереотипа поведения своего пола. С поступлением в школу дети сохраняют привязанность ко многим своим И., но постепенно занятия с ними утрачивают яркую эмоциональную окраску, уступая место иным формам деятельности. Для детей младшего школьного возраста и подростков разрабатываются И. с использованием современных технологий (электронные, кибернетические, аудиовизуальные и др. устройства), различные конструкторы, трансформеры и пр. Большой популярностью (особенно за рубежом) пользуются компьютерные самообучающиеся И.-роботы, имитирующие поведение домашних животных, сказочных персонажей и пр.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИГРУШКИ
специально изготовленные предметы дет. игр; одно из средств обеспечения игровой деятельности. И. должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. Воспитательное, обучающее, развивающее значение И. имеют для детей всех возрастов. Создаются И., к-рые могут использоваться и взрослыми. И.— активное средство воспитания. Влияние И. на детей и отношение к ним зависят от воспитат. позиции взрослых, воспитат. установок в обществе.
История И. Возникновение И. ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребенка в обществе. Прообразом И. были уменьшенные орудия труда, с помощью к-рых дети не столько играли, сколько упражнялись в овладении трудовыми операциями. В связи с постепенным вытеснением детей из сферы трудовой жизни уменьшенные предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, становились собственно И. Выделяют (Е. А. Аркин) след, группы первобытных И.: звуковые (трещотки, погремушки, барабаны, пищалки и т. д.); двигательные (мячи, серсо, воздушные змеи, волчки, ходули); орудия труда и оружие (луки, стрелы, топорики, ножи); образные (куклы, животные); веревочные (веревочки). При зарождении религ. представлений одни и те же предметы исполняли разл. функции: И., с одной стороны — дет. забава, предмет игры, а с другой — предмет магич. ритуального характера. У сев.-амер. индейцев, напр., древнейшая И. «мяч» выступал одновременно и как священный предмет, олицетворяющий солнце, луну, звезды. Древние представления человека своеобразно отразились в отношении к кукле. С одной стороны, она была связана с идеей жизни. Чукотские девушки клали своих кукол в изголовье: их берегли как зеницу ока, не теряли и не дарили, они были залогом продолжения рода. Куклу связывали также с культом умерших, и она выступала в качестве вместилища души. У мн. народов и племен женщина, потерявшая ребенка, изготавливала вместо него куклу и ухаживала за ней, как за живым ребенком, веря, что помогает ему осваиваться в загробном мире. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица и, т. о., как бы оберегали ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшие времена на Руси, сохранился у мн. народов на долгое время.
В Др. Египте И. делали из дерева, ярко их расписывали. Особенно красивы были фигурки домашних и диких животных. Отличит, чертой егип. И. является их динамичность (крокодил, открывающий пасть, тигр, поднимающий лапу, кони на колесиках). Встречаются И., отражающие социальную структуру общества: изображение раба, к-рый месит тесто, И., показывающая избиение раба. И. Египта нередко несли ритуальную функцию: вместе с умершими в гробницу клали кукол, но без ног, чтобы не убежали. По материалам археологич. исследований и письм. источникам известны глиняные И. Др. Китая (домик, ручная мельница, плита, посуда, 3 в. до н. э.).
В Др. Греции И. считали важными средствами воспитания. Было развит» ремесл. производство И., их продавали внутри страны и за ее пределами. Самой популярной И. был конь (без всадника и со всадником, запряженный в тележку или в колесницу). Часто в качестве И. использовались мячи, волчки и серсо, т. к. они способствовали физич. развитию, к-рое почиталось греками. В антич. эпоху были распространены куклы-марионетки и др. двигающиеся И.: в Риме на больших пирах демонстрировали куклу «Золотая Венера», к-рая умела ходить.
В средние века наряду с запрещением ярких языческих зрелищ преследовались мн. дет. игры и И. В среде феод. знати в воен. воспитании мальчиков использовалась рыцарская И. (кони в рост детей, рыцарское вооружение и т. д.). Куклы приобретали более светский характер, их одежда стала отличаться роскошью. В отношении к кукле отражались мн. предрассудки и суеверия: считалось, что в кукле живут добрые и злые духи (гномы, домовые), поэтому в доме их держали для охраны семейного очага от недобрых сил. И. для богатых феодалов делали мастера высокой квалификации из ценных пород дерева и др. дорогих материалов. И. для детей бедноты не сохранились; по всей вероятности, это были И.-самоделки. В 15 в. в салонах аристократов стали модными заводные муз. И., к-рые предназначались для созерцания и увеселения гостей. Кукольные дома с полной обстановкой (17 в.) выполнялись из драгоценных материалов (серебро, фарфор, слоновая кость) и служили для украшения интерьера.
Пром. произ-во И. началось в Германии в 19 в. В 1880 в Нюрнберге впервые в изготовлении И. была применена штамповка, что дало возможность увеличить произ-во И. В. кон. 19 — нач. 20 вв. налажен выпуск технич. И.— моделей разл. транспортных средств; они расширили возможности ознакомления детей с механич. и др. физич. явлениями и их использованием в хоз. практике. Широко применялись строительные наборы, идея создания к-рых принадлежала Ф. Фребелю. В 1901 в Великобритании появился первый металлич. конструктор. Среди оптич. И. был популярен «волшебный фонарь».
Совр. произ-во И. представляет собой развитую отрасль пром-сти. Значит. место занимают техн. И., часть к-рых электрифицирована. Техн. И. стремятся к внешнему и функциональному сходству с настоящей техникой. Куклу также стремятся сделать более похожей на человека: она разговаривает, поет, плачет, двигается и даже загорает на солнце.
Конструкторы (наборы для детей от 4 до 9 лет) рассчитаны на последоват. формирование способностей к техн. конструированию. Получили распространение компьютерные И.
На терр. Вост. Европы первые И., найденные археологами, относятся к эпохе бронзы. Известны скифские И.: всадники и повозки из глины (2 в. дон. э.). Погремушки и глиняные фигурки найдены при раскопках славянских городищ Ср. Приднепровья (6—8 вв. н. э.).
Сохранились образцы др.-рус. И.— свистульки, кони и др.— из раскопок в Москве, Коломне, Радонеже (10—17 вв.). Крупный в России промысел резной И. сложился в с. Богородском Моск. губ.— вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663. Для детей вырезались лошадки, птички, медведи и др. фигурки. Среди деревянных раскрашенных кукол из Сер-гиева Посада в 17—18 вв. были купцы, барыни, франты, гусары. Славились И. Нижегородской губ.: посуда с золотисто-красной росписью по дереву (с. Хохлома), животные (резьба по дереву; с. Го-родец), токарные с ярко-желтой окраской с зеленой росписью (с. Семенове), «щепные» фигурки (с. Лысково). В Вятской губ. (с. Дымково) сложился самобытный тип глиняной И.— условные формы, красочная роспись. Др. центры произ-ва глиняной игрушки: Каргополь, Гжель, Тула, Новгород, Курск, Владимир, Опош-ня (на Украине). В 90-х гг. 19 в. в Сер-гиевом Посаде была создана рус. матрешка. Автор первой матрешки (сохранилась в Музее игрушки) — С. Малюгин, выточил ее посадский токарь В. П. Звездоч-кин.
В нач. 20 в. увеличение произ-ва нар. И. привело к Значит. снижению их качества. В годы 1-й мировой войны игрушечные промыслы пришли в упадок. В 20-х — нач. 30-х гг. кустарные предприятия по произ-ву И. практически работали на отходах: дефицитными были не только металл, но и бумага, картон, текстиль. Пром. произ-ва И. в этот период не было. Преобладали старые образцы: из папье-маше изготавливались кони, коровы, овцы, медведи, зайцы, кошки, птицы на пищиках, куклы-пеленашки, моргалки и т. д.; из дерева — погремушки, матрешки, кегли, грибки, песочники, кукольная мебель, тачки; резные И.— кузнецы, упряжки, фигурки зверей и птиц. Выпускалось множество глиняных свистулек, кукол-голышей. В 1932 в Загорске был создан науч.-эксперим. ин-т И., гл. задачей к-рого стала разработка совр. И. для массового произ-ва. В 1934 в союзных республиках были созданы советы по игрушке при нарком-просах, к-рые утверждали новые образцы И. Был введен гос. контроль за развитием ассортимента И. в стране. Для подготовки специалистов по производству И. в Загорске в 1932 был открыт техникум И. В 30-х гг. были созданы новые И., отражающие реалии времени (наборы И. «Кузница машиностроения», «Комсомольская домна», «Колхозный двор», «Челюс-кинцы», «Папанинцы»). И. разрабатывали талантливые художники Н. Д. Барт-рам, П.М. Борисов, Д. В. Горлов, Н. А. Леман, М. И. Киселева и др. Е. А. Флерина предложила классификацию И. и худож.-пед. требований к ним, не потерявшие своего значения.
В 50—60-е гг. выпускалась гл. обр. нар. И. из дерева, глины, бумаги, опилок и др. недорогих материалов: ваньки-встаньки, волчки, свистульки, городки, И.- вкладыши, пирамидки, матрешки, бирюльки. Ассортимент И. включал сюжетно-образные, дидактич., техн., муз. и спорт. И. Образцы кукол и др. И. создавали художники Е. Е. Борисова, И. Г. Захарова, А. Д. Муралев и др. В 60-е гг. И. выпускали св. 1000 предприятий и специ-ализир. цехов, в произ-ве И. широко использовались разл. виды пластмасс. В 70—80-х гг. над совершенствованием худож. образа И. успешно работали художники Ш. Дзенеладзе, Н. Молостнова, В. Халюта и др.
В совр. произ-ве И. особое внимание уделяется электрифицир. И., И. с применением электроники, элементов автоматики, логич. устройств, компьютеров.
В совр. педагогике И. принято делить по видам дет. игр. Такое деление приблизительно, т. к. практически все И. обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр.), что позволяет использовать одну и ту же И. в разных видах игр.
Среди И. для подвижных и спортивных игр — каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д. В качестве И. такого типа могут выступать уменьшенные копии спорт, снарядов: мячи, скакалки, дет. велосипеды, гимнастич. инвентарь и т. п.
И. для сюжетно-ролевых игр (драматизации, режиссерских, музыкальных и т. п.) и игр-забав представляют наиб. многочисл. группу — это куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда) и др. Для детей раннего возраста подходят И. обобщенного образа, условность к-рого подчеркивает типичные черты отображаемого прототипа. В режиссерской игре дошкольникам и мл. школьникам нужны как детализированные реалистические, так и предельно обобщенные образные И.; необходимы наборы И. (зверушки, солдатики и т. п.).
И. для дидактич. и познават. игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, к-рая усваивается ребенком в процессе игры. Нек-рые И. разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и др.). К дидактич. И. относятся головоломки (напр., игрушки венг. инженера Э. Рубика), а также настольные и настольно-печатные игры с правилами. Такие И. смыкаются с игрой, иногда трудно провести четкую границу между игрой и И. Наборы и комплекты И. разной сложности создаются для сис-тематич. обучения и развития детей. Перспективная И. с электронными, в т. ч. микропроцессорными, устройствами.
И. для строит.-конструкторских и техн. игр объединяют И.— техн. приспособления, наборы строит. деталей, конструкторы, нек-рые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и техн. предметы для дет. творчества с использованием механич., магнитных, электрич., электронных и др. устройств. Такие И. должны быть ориентированы на возрастные особенности детей. Они могут использоваться в самостоят. сюжетных играх, в познават. играх, направленных на исследование свойств И., экспериментирование с ними. Для старших дошкольников и младших школьников предназначены И., с помощью к-рых можно по-настоящему трудиться: дет. швейные, вязальные и ткацкие машины, дет. орудия с.-х. и бытового труда, наборы для худож.-декоративных и печатных работ.
Театральными И. принято называть куклы-театральные персонажи, куклы «би-ба-бо», куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, басням и др. произв.; декорац. панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей. Театральные И. используются в дет. театрах при организации театрализов. игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоят. игре детей, включающей элементы театрализации. Пед. требования к театральным И.: яркость, смысловая, эмоциональная и скульптурная выразительность, высокая художественность исполнения, удобство использования в самостоят. и совм. деятельности детей; комплектность тематич. наборов и серий; со-масштабность театральных приспособлений игровому действию и театральным персонажам (куклам). Театральные И. не являются предметами повседневного использования, они должны сохранять для ребенка атмосферу праздничности, эмоциональной приподнятости.
К музыкальным относятся И., имитирующие по форме и звучанию муз. инструменты,— детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, муз. шкатулки. Наборы колокольчиков, бубенчиков, муз. дидактич. И., сюжетно-об-разные И. с муз. устройствами, игровые приборы для прослушивания муз. записей на карточках и кассетах с магнитной лентой также причисляются к муз. И. Муз. И. находят применение на занятиях по эстетич. воспитанию, на муз. праздниках, в сюжетно-ролевых и познават. играх, используются детьми для самостоят. музицирования. Осн. требования к муз. И.: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления. При конструировании и подборе муз. И. особенно важно учитывать возрастные возможности и сформированные умения детей.
Празднично-карнавальные И. представлены атрибутами театрализов. детских и юношеских шествий, связанных с разл. ист. датами, праздниками и т. п.; это маски, шлемы, прошивные парички, карнавальные костюмы, флажки, надувные шары, гирлянды, елочные украшения. Мн. карнавальные И. делают сами воспитатели, родители и дети.
Среди И.-забав—«дергунчики», мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные И.-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные И. и т. п.). К И.-забавам относят также наборы фокусов и И.-сюрпризы. Наряду с механич. в совр. И.-забавах применяются электро-техн. и электронные устройства. Осн. требование к изготовлению И.-забав — создание широкого ассортимента для каждой возрастной группы детей. И.-забавы воспитывают чувство юмора и любознательность. Особенно нужны эти И. в разновозрастных дет. коллективах, где старшие дети могут порадовать младших веселой совм. игрой с забавной игрушкой. И.-забавы позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.
Роль И. в развитии ребенка. Правильный выбор И., способствующих развитию ребенка, осуществляется взрослым (родителем, воспитателем) на основе знаний о возрастных особенностях ребенка. Важнейший критерий выбора — определение характерной для каждого этапа развития ведущей деятельности. Значение И. как средства психич. развития тем больше, чем ребенок младше.
В младенч. возрасте ребенок нуждается в И., помогающих развитию ориентировочного поведения. В возрасте 1—3 мес малыш может следить за И. в руках взрослого. Звучание И. (напр., погремушки, колокольчика) придает ей дополнит, привлекательность. В возрасте от 2—3 мес до одного года ребенок с помощью взрослого учится манипулированию, 3-месячный ребенок не только смотрит на подвешенные И., но и тянется к ним, иногда схватывает. Эти действия формируют координацию, совершенствуют движения, развлекают ребенка. Вовлекая младенца в совместную «игру», родители учат его общению.
Среди И. младенца гл. место занимают пластмассовые погремушки. Их конструкция позволяет ребенку уловить (услышать) результат предпринятых действий, побуждает к воспроизведению, а затем и освоению движений. С помощью погремушек разнообразной формы и цветов у ребенка развивается восприятие, становится заметным проявление внимания к И. определенного вида. Подходящей И. для младенца является бумага (с мягким краем): ее шуршание и изменение формы способствует активности ориентировочного поведения. В 4—5 мес малыш с удовольствием складывает и раскладывает книжки-игрушки, вместе со взрослым разглядывает яркие цветные картинки. Ребенок пристально наблюдает за действиями взрослого с И., нек-рые повторяет сам. наиб. активно младенец чиграет» в присутствии взрослого. 6—7-месячный ребенок переносит на погремушку все действия, усвоенные при манипулировании с др. предметами. В 7—8 мес малыш уже по-разному манипулирует с разными И.
В обиходе младенца должны быть резиновые И.- пищалки. С ними можно устраивать простые игры (найти И., уложить спать и т.д.). Для 9-месячного ребенка И. могут стать карандаш и бумага, с помощью к-рых он осваивает способы воспроизведения действий. И. служат темой для бесед с ребенком, к-рый к концу младенческого периода начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом. В этом возрасте ребенку можно показывать мягкие И., учить обращению с ними. Выбор мягкой И.— серьезное дело: она будет рядом с ребенком многие годы, поэтому должна быть красивой и приятной на ощупь. Металлич. И. не рекомендуются младенцу, т. к. могут стать причиной травмы.
В раннем возрасте соотнесение действий осваивается при складывании пирамидок, матрешек, закрывании коробок крышками, постройке ч домов» из кубиков, игре со сборно-разборными И. Такие действия требуют представления о свойствах предметов, поэтому сам первоначально сложить предмет из его частей ребенок не может. Взрослый должен показать малышу образец соотносящего действия и научить его правильно действовать.
В процессе освоения орудийных действий, в к-рых один предмет — орудие — употребляется для воздействия на др. предметы, ребенок пользуется игрушечными совочками, лопатками, чашками и т. п. При овладении действиями приспособление руки к свойствам орудия происходит постепенно. Важно, чтобы ребенок усваивал сам принцип употребления орудий.
В числе важных достижений ребенка раннего возраста — понимание И. как вещи, имеющей определенное назначение и способ употребления. Вместе с тем кроме И. с закрепленной функцией ребенок открывает для себя предметы, к-рыми можно заменять отсутствующие вещи (полифункциональные И.). Напр., палочка может замещать термометр, ложку и мн. др. Действиям с полифункциональными И. ребенок учится у взрослого. Замещения освобождают малыша от привязанности к единственному назначению предметов, он начинает свободно играть с ними.
Эстетич. и многоцелевое значение для маленьких детей имеют природные материалы (шишки, семена, палочки, камешки и т.п.). Их использование в качестве И. развивает воображение и подготавливает развитие знаковой функции сознания.
Особое место среди И. детей раннего возраста занимают куклы и И.-животные (мишки, зайцы, кошки и др.), 3-летний ребенок подражает действиям, к-рые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Ребенка учат проявлять заботу об И., сопереживать ей в разл. ситуациях игры. Кукла или игрушечная зверушка становятся для ребенка объектом эмоционального общения.
В дошк. возрасте ребенку по-прежнему нужны И., развивающие соотносящие предметные действия, а также полифункциональные природные материалы как игровые предметы. Новая роль отводится кукле. Сначала ребенок учится у взрослого наделять куклу человеческими качествами; затем он сам наполняет душевный мир И. по своему усмотрению; при этом кукла или мягкая И. выступают в качестве заместителя идеального друга.
Исследованиями установлено, что фактура материала влияет на выбор И.: мягкие, пушистые материалы вызывают положит. эмоции, стимулируют ребенка к игре; И. с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.
Куклы получают разные роли в игре. Традиционная «прекрасная» кукла с длинными ресницами и роскошными волосами обычно получает имя; в игре она принцесса, мама или дочка. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют. У «характерной» куклы ярко выражены определенные человеческие качества (наивность, озорство и т. п.), отк-рых нередко зависит разыгрываемый сюжет. Таких кукол любят все дети. Куклы — герои сказок несут в себе эталон нравств. облика, заданность типа поведения. Несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре, Иванушка, Бурати-но и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, колдунья, баба-яга плохие, злые, несправедливые и лживые. На таких куклах ребенок сосредоточивает свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимые И. учат ребенка доброте, способности сопереживания др. человеку.
В дошк. возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям, осваивает соответствующие И.: мячи, прыгалки, кегли, луки и стрелы и т. п. Одиночные игры чаще всего определяются полом ребенка: мальчик скорее выберет пистолет, лук, машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др.
Предпочтение ребенком тех или иных И. дает основание судить, какие виды деятельности он осваивает, как осуществляется половая идентификация.
В младшем шк. возрасте дети продолжают играть в И., имитирующие жизненные явления и отношения: куклы, разнообразные предметы кукольного обихода. Качественно новым является стремление ребенка к И., дающим возможность проявить смекалку, находчивость, др. интеллектуальные способности (популярны И.-головоломки). И. помогает образному мышлению ребенка-школьника, является опорой для воображения. Она несет пси-хотерапевтич. функции, особенно в подростковом возрасте, при затруднениях в общении, самореализации. Определенное место в увлечениях школьника занимает коллекционирование И. (напр., миниатюрных машинок). И. может выступать в роли посредника в процессе общения сверстников. Самостоят. изготовление детьми И. способствует развитию воображения, творческих способностей, в шк. возрасте может стать видом общественно полезного труда.
Для школьников предназначены сложные, управляемые И. и целые системы их, позволяющие соревноваться в ловкости. Тематич. и универсальные конструкторы постепенно развивают элементы техн. творчества, формируют у ребенка интерес к будущей профессии. Для тех же целей служат сборные модели техн. И., полуфабрикаты И. (модели). Большое место занимают спорт. И., побуждающие детей к движению: кегли, мячи, прыгалки и т. п. С возрастом на смену И. придут спорт, снаряды, лыжи, велосипеды, коньки, бадминтон и др. Театральные куклы пробуждают интерес детей к сценич. иск-ву.
В любом возрасте дятям нужны не только готовые И., но и материалы для создания игрушек-самоделок и инструменты для всех видов творчества. К созданию И. детей можно привлекать рано. Вначале ребенок является свидетелем возникновения самодельной И. в руках родителей; постепенно он становится соисполнителем, внося свою долю в ее создание. Со временем расцветает дет. самостоятельная деятельность. И., сделанные самими детьми, бывают часто самыми любимыми.
Лит.: Игрушка, ее история и значение. Сб. ст., М., 1912; Бартрам Н.,От игрушки к дет. театру, Л., 1925; Усова А. П., Игра и игрушка, Л., 1940; Э и д е л ь с Л. М., Т о л к а ч е в А. Л., Заруб. игрушка, [M.l, 1963; Коссаковская Е. А., Ребенку купили игрушку, М., 1967; Л и н ь к о-в а Н. П., Игры, игрушки и воспитание способностей, М., 1969; Флерина Е. А., Игра и игрушка, М., 1973; Локуциев-ская Г., Новоселова С., К о ж у-х о в а Н., Для самых маленьких, ДВ, 1978, № 4 — 6; Бакушинский А., Вятская игрушка, в его кн.: Иссл. и статьи, М., 1981; Fraser A., A history of toys, L., 1972. В. П. Пряхин (история И.), В. С. Мухина (роль И. в развитии ребенка).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
395.45 кб

Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста

Шулика Мария Владимировна
Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы.
Читать PDF
388.08 кб

Функции игрушки как феномена культуры

Шинкаренко Анна Евгеньевна
Работа посвящена изучению функций игрушки как феномена культуры. В статье анализируется игрушка в традиционной культуре как предмет игр, как предмет обучения и как сакральный оберег.
Читать PDF
230.92 кб

Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта д

Онощенко Светлана Владимировна
Статья посвящена проблеме комплектования детских игротек и педагогического сопровождения игровой деятельности детей, обоснованию педагогических условий реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта до
Читать PDF
3.95 мб

Роль занятий по изучению традиционной глиняной игрушки в развитии образно-пластического мышления мла

Нестеренко Татьяна Юрьевна
В статье отражены основы модели обучения, развивающей образно-пластическое мышление младших школьников на занятиях по декоративной керамике.
Читать PDF
219.09 кб

Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки

Арефьева Мария Викторовна
В данной статье рассмотрены теоретические основы проектирования текстильной функциональной игрушки. Статья ад­ресована преподавателям, студентам художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Читать PDF
2.16 мб

Использование новых материалов в дизайн проектировании детской книжки игрушки

Попова Д. М.
В статье раскрываются понятия «детская книга», «детская книжка игрушка», «фигурная книга». Выявляется влияние новых материалов на конструктивную форму детской книжки игрушки.
Читать PDF
178.41 кб

Формы использования игрушки как средства формирования социального опыта ребенка

Онощенко С. В.
Onoshchenko S.V. Forms of Toy Use as a Means of Child's Social Experience Formation.
Читать PDF
102.59 кб

Царские игрушки как инструмент семейного воспитания династии Романовых (к 400-летию дома Романовых)

Абраменкова Вера Васильевна
Статья посвящена анализу игровой среды и прежде всего детских игрушек русских царей династии Романовых.
Читать PDF
946.68 кб

Игрушки из ГДР в ассортименте советских товаров 1970-х годов (по воспоминаниям коллекционеров и блог

Мищенко Татьяна Александровна
В 1965-1975 гг. в СССР изменился подход к планированию, дизайну и производству игрушек.
Читать PDF
1.60 мб

Проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях х

Камилова Х.М.
В данной статье рассматриваются проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения
Читать PDF
235.08 кб

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников

Кадралиева Зольхаят Гайнединовна
В статье анализируется влияние игры и игрушки на психику ребенка и значение игрушки в воспитательном процессе.
Читать PDF
563.93 кб

Трансформация книжной констукции детской книжки-игрушки

Попова Динара Мансуровна
Книжная конструкция книжки-игрушки динамично развивающаяся дизайн-форма. В статье рассматривается трансформация книжной формы на примере детской книжки-игрушки.
Читать PDF
0.00 байт

Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки?

Коточигова Елена Вадимовна
Вопросы формирования игровой деятельности всегда остаются в центре внимания как ученых, так и практиков. Детская игра напрямую связана с игрушкой.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие детского художественного творчества посредством русской народной тряпичной игрушки

Онучина Татьяна Владимировна
Целью данной статьи является распространение опыта использования русской народной тряпичной куклы как средства развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Разработка и реализация проекта «Игрушки» в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы дошкольного

Белова Светлана Николаевна
Статья знакомит с опытом проектной деятельности для детей четырех лет на примере проекта «Игрушки».

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • МУЗЕЙ ИГРУШКИ

    художественно-педагогическое, научно-педагогическое учреждение РАО, ведущее работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании детей. Осн. в 19
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

    научно-педагогическое учреждение РАО. Ведет работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании и обучении детей. Создан в 1918 г. при Наркомпросе
  • КИТАЙЦЫ продающие игрушки

    О 1912–1915 гг.: «Ещё воспоминания детства – праздники… Вербные базары, воздушные шарики, длиннокосые китайцы, продающие цветные… веера и мячики-раскидайчики…» (Александрова, 1978, 9). О г. Новосибирске
  • КНИГИ-ИГРУШКИ

    печатные издания, предназначенные для игр детей дошкольного возраста. О 1950-х гг.: «[Книги-игрушки] содержат различные изображения, используемые для вырезывания. Вырезанные части при склеивании обр
  • КНИЖКИ-ИГРУШКИ

    изделия для детей, соединяющие свойства книги и игрушки. В начале XX века в России были популярны детские книжки с обложкой, вырезанной по контуру какого-либо предмета. Так, твёрдая обложка книжки «
  • НЕДЕЛЯ игры и игрушки

    Из Постановления Бюро ЦК ВЛКСМ и др. орг-ций от 14 сентября 1967 г.: «Заслуживает одобрения опыт проведения в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Челябинске “Недели игры и игрушки”, содействующей пропа
  • Поломанные игрушки

    Безопасности ради следует время от времени просматривать игрушки своего ребенка. Вы увидите, что некоторые из них поломались, другие потеряли вид или заржавели и могут стать источником бактер
  • РЕЗИНОВЫЕ игрушки

    игрушки, изготовленные из резины. О конце 1950-х гг.: «В кроватке подпрыгивал, держась руками за сетку, белоголовый малыш… “Фёдор, не запихивай так глубоко, задохнёшься!” – [Люся] сердито вынула изо р
  • СПЯТ усталые игрушки

    песня на музыку А. Островского. «А “Спят усталые игрушки”? Наверное, нет ни одного человека в нашей стране, который не знал бы наизусть эту чудесную песенку, звучащую по телевидению ежедневно посл
  • ЁЛОЧНЫЕ игрушки

    украшения для рождественской или новогодней ёлки. «Первые ёлочные игрушки появились в России в конце ХІХ столетия. Их завозили из Нюрнберга и Берлина и продавали по заоблачным ценам. Позволить се
  • ЗАВОДНЫЕ игрушки

    «Отец купил Андрейке свинку-скрипача. Ну и забавная же была свинка! В брючках и шляпе, в одной руке – скрипка, в другой – смычок, а на спине – дырочка. Сунешь туда ключик, заведёшь – свинка давай пил
  • КНИЖКА-ИГРУШКА

    вид издания для детей, выполненный в оригинальной форме и способствующий развитию личности. Разнообразные К.-и. являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Например, "книжки" из синтетических