ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Игровая терапия
метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Игровая терапия
метод)используется для облегчения общения. Участники пользуются игрушками или образцами для изображения ситуации и конфликтов.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Игровая терапия
метод лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Игровая терапия
метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозамии др. В основе различных методик игровой терапии лежит признание игрывлиятельным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил 3. Фрейд.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
(от греч. therapeia – уход, лечение). Метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями (страхами, неврозами и др.). В основе методик И. т. лежит признание игры как значительного фактора развития и формирования личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии применил в качестве вспомогательного метода З. Фрейд (1913).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Игровая терапия
психотерапевтический метод, основанный на использовании игры, признанной влиятельным фактором развития личности. Используется в психокоррекционной работе с детьми и подростками, страдающими эмоционально-поведенческими нарушениями (тревога, страхи, агрессия, нарушение детско-родительских отношений и др.). Эффект И.т. связан с формированием нового опыта межличностных отношений, который ребенок приобретает в игре.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик И.т. лежит признание игры влиятельным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил (1913) З. Фрейд. И.т. приобрела широкое распространение в 40-50-х гг. В настоящее время И.т. осуществляется в рамках различных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Эффект И.т. определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок в ролевой игре. И.т. также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. Эффективным методом признаны т.н. имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер. И.т. оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Игровая терапия
Игровая терапия (лечение с помощью игровых материалов) используется психологами, психиатрами и работниками медико-социальной сферы для того, чтобы выяснить, что же беспокоит ребенка, и помочь ему достичь лучшей адаптации к окружающим условиям. Между игровой терапией и обычной игрой огромная разница. Вначале опытный специалист снабжает ребенка специальными материалами, объясняет, что он выражает с помощью игры, и затем помогает понять самому ребенку в той мере, в какой это возможно, скрытый смысл того, что он делает.
Для детей в возрасте от трех до двенадцати лет регулярные посещения таких терапевтов оказались эффективными с точки зрения освобождения их от эмоциональных конфликтов, которые часто проявляются в таких привычных нарушениях, как недержание мочи или вспышки гнева, или более серьезных, таких, как желание всё поджечь или разрушить.
Что происходит во время сеанса игровой терапии? Когда ребенка приводят к опытному специалисту, в лице последнего он встречает человека, который настроен к нему крайне дружелюбно. В комнате, полной самых разных игрушек (подобранных не без умысла), малышу предлагают поиграть с любой.
Выбор игрушки и способ игры с ней скажет опытному специалисту о многом, даже если поначалу ребенок будет молчалив от смущения.
Врач может похвалить ребенка за то, что он делает, а затем незаметно вовлечь его в непринужденную беседу, чтобы узнать о беспокоящих его проблемах. В этой непринужденной обстановке малыш через игру и свои комментарии выразит то, что его беспокоит.
При использовании игровой терапии исходят прежде всего из той предпосылки, что у всех детей существует естественное здоровое стремление к зрелости, но что эти хорошие импульсы иногда тормозятся по различным причинам чувствами неосознанного беспокойства, вины, гнева или страха. После того, как ребенку открывают его проблемы и помогают понять чувства, которые делали его несчастным, ему легче реализовать свои устремления и поверить в себя. Благодаря регулярным визитам к специалистам по игровой терапии огромное количество детей смогли избавиться от своих страхов и научиться жить в гармонии с собой и окружающим их миром.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
метод леч.-пед. воздействия на детей и взрослых, страдающих разл. эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе разл. методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.
Одним из первых игру в практике дет. психотерапии в качестве вспомогат. метода применил 3. Фрейд (1913). Он ставил своей задачей выявление через цепь ассоциаций «истинного источника символич. игры». Позднее М. Клейн (1932) использовала игру как осн. метод психотерапии в дет. возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собств. действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Терапевт рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что терапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, представлявшие собой изображения членов семьи. Фрейд также настаивала на обязательном привлечении к И. т. родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию.
И. т. на основе психоаналитич. трактовки личности вызвала возражения со стороны амер. психолога и социолога Дж. Морено. Он полагал, что ряд психич. нарушений, и прежде всего неврозы, являются следствием неприспособленности человека к той малой социальной группе, в к-рой протекает его повседневная жизнь и работа. Задача терапевта — создание в группе для всех ее участников, в т. ч. и для больного, наилучших психол. условий совместной жизни. Морено предложил в качестве эффективного способа перестройки взаимоотношений в группе своеобразную импровизир. инсценировку, т. н. психодраму, воспроизводящую эти взаимоотношения.
И. т. приобрела широкое распространение в 40—50-х гг. Использование игры в целях психотерапии осуществчяется в рамках разл. теоретич. школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Иногда проводятся совм. игры с родителями. По мнению разных авторов, психотерапевту может отводиться пассивная роль наблюдателя, роль партнера, соучастника в игре, либо руководителя.
Используются разл. приемы: элементы дет. психодрамы, разыгрывание определенных сюжетов и т. д. Один из примеров директивной терапии —«облегчающая психотерапия» Д. Леви (1933): заранее разработанный план игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций, ребенку предлагаются в готовом виде неск. возможных вариантов решения проблемы. В результате происходит осознание ребенком своих внутр. конфликтов. Характерный пример недирективного подхода — теория В. Акслайн (1947): терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей и не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств пациента. И. т. применяется для воздействия на детей с нев-ротич. расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.
Средствами И. т. может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе к-рых дет. душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фан-тастич. виде, огражающем динамику бессознат. процессов. М. Левенфельд (1939) предложил т. н. методику миро-созидания. В распоряжение ребенка предоставляется набор разл. предметов— фигурки людей и животных, игрушечные домики, автомашины, деревья, а также плоский ящик, наполовину наполненный песком. Из этого материала ребенок строит.свой «мир» — город, крепость, сцены повседневной жизни—и тем самым обнаруживает свои эмоциональные отношения к людям и предметам. Представляя определенную диагностич. ценность, такая игра способствует также терапев-тич. переработке душевного конфликта у ребенка.
Применение игры в психотерапевтич. практике обосновывается теорией игровой деятельности, наиб. полно разработанной в трудах Д. Б. Эльконина. Развитие и изменение всех психич. процессов происходит прежде всего в деятельности. У дошкольника осн. деятельность — игра. Поэтому игра является ведущим средством психотерапии данного возраста. А. И. Захаров разработал методику И. т., к-рая является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра рассматривается им и как самостоят. метод. и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией. Предлагаются последоват. воздействия через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. И. т. выполняет три функции — диагностическую, терапевтическую и обучающую, к-рые связаны между собой и реализуются как на нач. этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию к.-л. сюжета. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение к-рых является необходимым. Выбор игровых тем отражает их значимость для терапевта и интерес для ребенка; руководство игрой способствует развитию самостоят. инициативы детей; спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в к-ром главное — возможность импровизации; игра не комментируется терапевтом; направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характера воспроизводимых им и терапевтом персонажей. Постепенно содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Первые ставят своей целью устранение эмоциональных препятствий в межличностных отношениях, вторые — достижение адекватной адаптации и социализации детей.
Эффект И. т. определяется практикой новых межличностных отношений, к-рую приобретает ребенок в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтич. эффекту.
И. т. также применяется с целью устранения социальной и психич. дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно большей мере, чем в дошк. возрасте, привлекаются механизмы произвольной, сознательной регуляции собств. поведения. Эффективным методом признаны т. н. имитац. игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к к-рому человек стремится, и лишена тех недостатков, от к-рых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер.
И. т. оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.
Лит.: Буянов М. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, М., 1976; Вольперт И. Е., Игровая психотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова, Таш., 1979; С п и в а-ковская А. С., Нарушения игровой деятельности, М., 1980; ее же, Профилактика дет. неврозов, М., 1988; Захаров А. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, Л., 1982; Ах l ine V. M., Play therapy, N. Y., 1969.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
40.06 кб

Использование игрового биоуправления в комплексной терапии тревожных расстройств

Тишакин Д. И.
Количество пациентов с тревожными расстройствами в последние годы значительно увеличилось. По дан ным различных исследований на 2000 г.
Читать PDF
165.76 кб

Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений

Ждакаева Елена Ивановна
В статье рассматриваются преимущества игротерапии в работе с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста.
Читать PDF
255.89 кб

Игровая терапия как вид психокоррекционной работы в практике медицинского психолога

Волкова С. В.
Читать PDF
285.98 кб

Феноменология развития привязанности в ходе игровой терапии в условиях детского дома

Попова Резеда Равилевна, Черникова Наталья Владимировна
В статье рассматривается феноменология привязанности у детей, оставленных родителями. Предлагаются результаты пилотного проекта, целью которого явилось создание в детском доме условий для развития привязанности у детей.
Читать PDF
142.21 кб

Коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии

Коновалова Эвелина Сергеевна, Васильева Ольга Семёновна
В статье рассматривается проблема психофизического здоровья, особенностей эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста.
Читать PDF
252.82 кб

Коррекция агрессивности у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода игровой терапии

Ахметзянова Анна Ивановна
Представлены результаты коррекции агрессивности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода игровой терапии.
Читать PDF
111.85 кб

Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с наруше

Волкова В. М.
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения возможностей игровой терапии для коррекции социальной тревожности у детей с нарушениями слуха.
Читать PDF
3.11 мб

Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механи

Абакарова Эмма Гаджиевна
В статье автором раскрывается эффективность модифицированного психокоррекционного метода (директивная игровая терапия), применяемого для нейтрализации тревожности у детей дошкольного возраста.

Найдено книг по теме — 1