Идеология
Идеология
система взглядов, идей характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество [53, с. 236].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Идеология
система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Идеология
суть результат введения наиболее значимых ценностей и идеалов в рамках того или иного мировоззрения, используемых в качестве "абсолютных" ориентиров и средств оценки осуществляемой деятельности.
Источник: Методологический словарь для стратегов
ИДЕОЛОГИЯ
система различного рода взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Нередко идеология выступает как ложное, искаженное политическими интересами знание.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Идеология
конкретно-исторически обусловленная совокупность, система идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Она включает в себя философские, нравственные, политические, экологические, правовые, эстетические идеи.
Идеология
(греч. идея – понятие, представление, учение об идеях) – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ИДЕОЛОГИЯ
(от греч. idea – идея, понятие, представление + logos – учение) – система взглядов, идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Является выражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Идеология
это система взглядов, ставшая «руководством к действию» какого-либо сообщества, общества и даже государства. Идеология – это принятая идея, позволяющая человеку так и или иначе ориентироваться в окружающем его мире. По содержанию любая идеология есть синтез знаний, научных, духовных, политических, экономических и т.д., направленных на решение практических проблем. Примером могут служить идеологии коммунизма, социализма, фашизма, национализма, фундаментализма, сепаратизма и т.д. Идеология говорит, как надо жить человеку и обществу и почему именно так, а не иначе. Она определяет тип поведения, характер отношений. Задача идеологии – не управлять страной, а регулировать внутри общественную жизнь, она дает волевой импульс, является источником мотивации, способствует формированию индивидуальной и общественной психологии, влияет на национальный характер и т.д. Идеология – непременный атрибут общественного развития. Однако, любая абсолютизация ее приводит к трагическим последствиям в силу односторонности и временного характера. Идеология общества определяет всю систему общественного воспитания и образования.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИДЕОЛОГИЯ
система идей и взглядов, ценностей и норм, выражающих интересы, цели и задачи тех или иных социальных сил общества (классов, социальных слоев, групп, организаций и т.п.). По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью политических, правовых, нравственных, философских, эстетических и других идей. Впервые термин в 1796 г. употребил французский ученый Антуан Дестют де Траси. Идеология в его системе наук следует после зоологии как новая эмпирическая наука об идеях. В дальнейшем понятие идеологии изменялось в значении нереалистичное™, удаленности от адекватного познания действительности. В марксизме идеология понимается как «ложное сознание» господствующего класса, стремящегося представить свой классовый интерес как интерес всего общества. Идеология эксплуатирующих классов противопоставляется в марксизме идеологии угнетенных, идеология буржуазная — идеологии пролетарской, социалистической. Социалистическая идеология, с точки зрения марксистов, уже не является «ложным сознанием», поскольку выражает не узкоклассовые интересы, а интересы всего народа, всего общества, «всеобщие интересы». У истоков современной критики идеологии как «ложного сознания» стоят М. Вебер и К. Мангейм. По их мнению, И. как система ценностей и оценок, образующих в совокупности «мироздание», противоположна науке, ибо ценность — это конгломерат субъективных мотивов и решений, пристрастных воззрений, основывающихся на эгоистических интересах социальных групп или отдельных личностей. В идеологии, бесспорно, содержатся иллюзии, фантазии, заблуждения, нередко и ложь, т.е. преднамеренная фальсификация действительного положения вещей и дел. Последнее, правда, не главное. Позиция идеологов обусловлена социальным положением их класса, партии, организации, и в силу этих обстоятельств они неизбежно квалифицируют интерес своего класса, партии, организации и т.д. как объективно истинный, как исключительно справедливый. Идеологические предпочтения, вытекающие из характера отношений господства — подчинения, лежат в основе определения сущности того или иного общественного строя: рабовладения, феодализма, капитализма и социализма. Нынешнее российское общество движется в пределах противопоставления противоположных классовых интересов капитала и труда; в этой связи все идеологические предпочтения российских идеологов, оправдывающие социальное расслоение наших граждан, представляют собой ложное сознание, проявляющееся, в том числе, и в форме преднамеренной фальсификации действительности. Идеология как ложное сознание будет иметь место до тех пор, пока не исчезнут противоречия не только между классами и социальными группами, но и странами (государствами). Этот путь, разумеется, выходит за пределы обозримого будущего, но пройти его можно лишь под знаменем становления новой общественной идеологии, соответствующей открытому, демократическому обществу и его ценностям (свобода, социальное равенство, солидарность, справедливость).
Деидеологизация — социально-политическая концепция, согласно которой в условиях научно-технической революции в современных обществах роль идеологии все более уменьшается. Ее неизбежно вытесняют научные знания. Создатели и приверженцы этой концепции (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, Р. Арон, Ж. Фурастье и др.) с самого начала направляли свои усилия в первую очередь на дискредитацию и опровержение социалистической (марксистской) идеологии. Главный тезис деидеологизаторов: все цели, которые призывают достичь марксисты с помощью социальной революции, осуществляются быстрее и эффективнее посредством научно-технической революции, без социальных потрясений, без классовых столкновений и гражданских войн, без страданий и гибели людей. Социальная база концепции деидеологизации — научно-техническая интеллигенция, многие представители которой в позитивистском духе абсолютизируют точное, проверяемое и подтверждаемое знание и стремятся критически дистанцироваться от всякого рода идеологических установок как некой дани утопизму и иррационализму Концепция деидеологизации нацелена на примитивизацию, омещанивание широких масс. Она стремится привить им потребительские настроения, чтобы затормозить развитие их сознания, помешать понять сущность социальной реальности, в которой широкие массы в действительности — объект угнетения и эксплуатации. Вместе с тем многие западные мыслители увидели в концепции деидеологизации опасный демобилизующий момент и для буржуазной идеологии. Поэтому наряду с концепцией деидеологизации, и в известной мере в противовес ей, они начали выдвигать концепцию реидеологизации, разумеется, реидеологизации прокапиталистической идеологии. Декабрьские 2010 года публичные выступления учащихся школ Москвы и других городов России за возрождение национального самосознания свидетельствуют о необходимости изучения современных проблем идеологии школьниками и студентами вузов. Б.Н. Бессонов
Деидеологизация — социально-политическая концепция, согласно которой в условиях научно-технической революции в современных обществах роль идеологии все более уменьшается. Ее неизбежно вытесняют научные знания. Создатели и приверженцы этой концепции (Д. Белл, Д. Гэлбрейт, Р. Арон, Ж. Фурастье и др.) с самого начала направляли свои усилия в первую очередь на дискредитацию и опровержение социалистической (марксистской) идеологии. Главный тезис деидеологизаторов: все цели, которые призывают достичь марксисты с помощью социальной революции, осуществляются быстрее и эффективнее посредством научно-технической революции, без социальных потрясений, без классовых столкновений и гражданских войн, без страданий и гибели людей. Социальная база концепции деидеологизации — научно-техническая интеллигенция, многие представители которой в позитивистском духе абсолютизируют точное, проверяемое и подтверждаемое знание и стремятся критически дистанцироваться от всякого рода идеологических установок как некой дани утопизму и иррационализму Концепция деидеологизации нацелена на примитивизацию, омещанивание широких масс. Она стремится привить им потребительские настроения, чтобы затормозить развитие их сознания, помешать понять сущность социальной реальности, в которой широкие массы в действительности — объект угнетения и эксплуатации. Вместе с тем многие западные мыслители увидели в концепции деидеологизации опасный демобилизующий момент и для буржуазной идеологии. Поэтому наряду с концепцией деидеологизации, и в известной мере в противовес ей, они начали выдвигать концепцию реидеологизации, разумеется, реидеологизации прокапиталистической идеологии. Декабрьские 2010 года публичные выступления учащихся школ Москвы и других городов России за возрождение национального самосознания свидетельствуют о необходимости изучения современных проблем идеологии школьниками и студентами вузов. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.