Идеализация

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, т.е. теоретической модели; применяется при выработке гипотез.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Идеализация
мысленное конструирование идеальных объектов, несуществующих в действительности (абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, электрический заряд, линия, точка и т.п.).

Источник: Исследовательская деятельность

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
мысленное конструирование понятий об абстрактных, несуществующих объектах, явлениях, процессах, имеющих прообразы в реальном мире ("идеальный ученик", "идеальный урок"). Абстрактные схемы реальных явлений и процессов позволяют лучше понять их [82, c. 255; 91, c. 196].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Идеализация
исследовательский метод теоретического уровня, позволяющий осуществить «предельный переход», т.е. представить изучаемое в «чистом» виде, в каком в реальности объект существовать не может (например: в математике — это точка, прямая, плоскость; в физике — абсолютно упругое тело; в химии — раствор, не содержащий примесей; в педагогике — идеальный ученик, идеальный учитель, идеальный (без помех) канал информации; и т.д.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Идеализация
метод обобщения с акцентированием на позитивных характеристиках обобщаемых явлений, предметов и т.д. Идеализация – это мысленное возвышение обобщенных характеристик, признаков, возведение их к идеалу. Идеализация раскрывает потенциальные возможности и того, кто это делает, и того, на чем это делается. Идеализация ориентирует человека не на то, что есть, а на то, что должно или может быть. При идеализации происходит игнорирование, произвольное и непроизвольное, теневых и драматических сторон жизни, иногда она выглядит лакировкой, лубочной картинкой. В практике школы мы часто сталкиваемся с явлением идеализации: идеализации учащегося или учителя, идеализация результатов учебно-воспитательный работы и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
одна из основных мыслительных операций – мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущим объектам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть математические понятия «точка», «прямая»; в физике – «материальная точка», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п. О понятиях, являющихся результатом идеализации, говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью идеализации понятия такого рода об объектах, можно в дальнейшем оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующими объектами и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. В этом смысле идеализация тесно связана с моделированием. Идеализация – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ
процесс И., мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам, но позволяют построить идеализированные объекты. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т.е. объект, который не имел бы измерений. О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализация), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы различных процессов, служащие для более глубокого их понимания; в этом смысле И. тесно связана с методом моделирования.
Признаком научной И., отличающимся от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в нем идеализированные объекты в определенных условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Подтверждением правомерности тех отвлечений, которые порождают понятия об идеализированных объектах, служит практика – критерий плодотворности И. в познании.
Лит.: Горский Д.П. Обобщение и познание. – М., 1985.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • Метод идеализации

    основан на абстрагировании, но предполагающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых то свойство, состояние представлены в предельном виде.