Художественное познание

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Художественное познание
сложный процесс постижения формы, содержания и значения художественного явления. Вследствие познания художественного произведения у читателя складывается представление об искусстве слова, человеке и обществе, накапливается опыт жизнедеятельности и происходят личностные сдвиги в индивидуальном психическом развитии. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Художественное познание
образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства. Научное и художественное познание дополняют друг друга, поскольку используют разные средства и подходы к исследованию и отображению как объективного, так и субъективного. Еще в 1910 г. Хосе Оpтега-и-Гассет писал, что искусство и наука взаимонезаменимы: «Каждое искусство обусловлено необходимостью выразить то, что человечество не смогло и никогда не сможет выразить другими способами17. В искусстве царит чувственное восприятие... В науке и морали владычествует концепция; ее воля закон, она созидает и организует18. Наука - первая ступень на пути разрешения проблемы человека; мораль - вторая ступень. Искусство это попытка добраться до самого сокровенного, тайного... Искусства суть благодарные, чувствительные орудия, с помощью которых человек выражает то, что не может быть выражено никаким другим образом. Там, где научный метод исчерпывает себя, на помощь приходит метод художественный. И если научный метод - в абстрагировании и обобщении, то художественный - в индивидуализации и конкретизации». О взаимодополнении научного и художественного познания очень образно написал А.П. Чехов: «...я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу и что, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе...».

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
313.57 кб

Проблема интерсубъективности в художественном познании

Сорокина Н. В.
статья посвящена проблеме художественного познания. Искусство является важным источником понимания мира, однако скептический подход к теории когнитивизма в понимании искусства занимает прочные позиции в истории философии.
Читать PDF
5.32 мб

Моделирование в научном познании и художественном творчестве

Альбертин С.В.
В статье рассматриваются возможности моделирования как одного из основных методологических подходов, используемых в научном познании и художественном творчестве.
Читать PDF
559.21 кб

О роли художественной литературы в познании психологии человека

Корсунский Евгений Андреевич
Художественная литература рассматривается как источник психологических знаний о человеке. Человековедческая функция художественной литературы обусловлена ее уникальным психологизмом.
Читать PDF
217.78 кб

Дизайн и воспитание художественного способа познания действительности

Куприна Юлия Петровна
В статье рассматривается проблема воспитания художественного способа познания действительности студента-дизайнера. Создание проектов в графическом дизайне не мыслим без творческой фантазии, без участия памяти.
Читать PDF
268.93 кб

Художественное познание музыки в классе фортепиано: интонационный подход

Свирская Ольга Евгеньевна
Обосновывается методологический подход к анализу музыки с позиций интонационной теории.
Читать PDF
20.47 мб

Художественное познание и творчество в контексте конструктивного реализма

Агафонова Ольга Васильевна
В статье анализируются сущность и природа художественного познания и творчества как единства отражения и онтологического отрицания в контексте конструктивного реализма.
Читать PDF
760.86 кб

Народная художественная культура Белгородчины как код познания бытия народа

Жиров Михаил Семёнович, Жирова Ольга Яковлевна
В статье представлен ретроспективный анализ становления и развития наиболее традиционных пластов, жанров, видов и форм бытования народной художественной культуры Белгородского края, позволяющих проследить некоторые аспекты бытия ч
Читать PDF
1.31 мб

Изобразительное искусство как средство познания мира: художественное и научное обобщение

Калабухова Елена Вячеславовна
Данная статья рассматривает изобразительное искусство как средство познания мира, ориентируясь на объективные оценочные суждения и методологическое исследование обобщение, анализируется как с художественной так и с научной точки з
Читать PDF
202.79 кб

Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком

Зрелых Д. Л.
Статья посвящена проблеме художественного образования как процессу непрерывного познания окружающей действительности человеком.
Читать PDF
189.50 кб

Видимое и сущее - предмет художественного и научного познания (в ракурсе творческой личности)

Киященко Лариса Павловн
В статье предпринята попытка рассмотреть ключевые для философского дискурса понятия «видимое» и «сущее» через призму предметности в художественном и научном познании.
Читать PDF
225.14 кб

Художественная литература как способ эмоционального познания мира ребенком дошкольного возраста

Мхце Бэла Зауровна
Статья посвящена литературному образованию дошкольников, отображает приемы, с помощью которых можно приобщить детей к книге и к чтению.
Читать PDF
73.50 кб

Синестетическое восприятие художественного творчества и познание мира через призму социокультурных р

Зайцева Марина Леонидовна
В статье анализируются новые модели эстетического восприятия и познания, создание которых обусловлено стремительным вхождением высоких технологий в процесс художественного творчества.
Читать PDF
142.42 кб

Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребенка в поли

Бутенко Наталья Валентиновна
В статье обоснована авторская трактовка принципа многогранности познания в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Читать PDF
133.71 кб

Особенности художественно-образного познания окружающей действительности средствами скульптуры и рис

Башкатов И.А.
В статье поднимается проблема повышения качества подготовки будущих художников-педагогов и их творческого потенциала средствами изучения художественного образа в скульптуре и рисунке.

Похожие термины:

  • Специфика художественного познания

    особенность эмоционально-логической работы читателя (исследователя, ученика), характеризующаяся как индуктивным (через единичное, конкретно-чувственное восприятие образа – к осознанию общей ид