Художественное познание
Художественное познание
сложный процесс постижения формы, содержания и значения художественного явления. Вследствие познания художественного произведения у читателя складывается представление об искусстве слова, человеке и обществе, накапливается опыт жизнедеятельности и происходят личностные сдвиги в индивидуальном психическом развитии. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
Художественное познание
образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства. Научное и художественное познание дополняют друг друга, поскольку используют разные средства и подходы к исследованию и отображению как объективного, так и субъективного. Еще в 1910 г. Хосе Оpтега-и-Гассет писал, что искусство и наука взаимонезаменимы: «Каждое искусство обусловлено необходимостью выразить то, что человечество не смогло и никогда не сможет выразить другими способами17. В искусстве царит чувственное восприятие... В науке и морали владычествует концепция; ее воля закон, она созидает и организует18. Наука - первая ступень на пути разрешения проблемы человека; мораль - вторая ступень. Искусство это попытка добраться до самого сокровенного, тайного... Искусства суть благодарные, чувствительные орудия, с помощью которых человек выражает то, что не может быть выражено никаким другим образом. Там, где научный метод исчерпывает себя, на помощь приходит метод художественный. И если научный метод - в абстрагировании и обобщении, то художественный - в индивидуализации и конкретизации». О взаимодополнении научного и художественного познания очень образно написал А.П. Чехов: «...я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу и что, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе...».
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы