ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
система профессиональных учебных учреждений. В России первые попытки систематической подготовки кадров для художественных работ предприняты в начале 18 в., когда при Академии наук в 1725 была открыта рисовальная гравировальная палата, типография и различные мастерские. В 1757 в С.-Петербурге по инициативе М.В. Ломоносова открыта Академия художеств и в нее была переведена гравировальная палата, но Академия художеств отводила прикладному искусству второстепенную роль. В начале 19 в. появились низшие Х.-п.у.з. при промышленных предприятиях: например, на фабрике братьев Прохоровых в Москве; "Школа рисования в отношении к ремеслам и искусствам", созданная С.Г. Строгановым. Бывший министр финансов Е.Ф. Канкрин в 1826 в Москве организовал рисовальную школу, а в 1831 - воскресный рисовальный класс. Собственно Х.-п.у.з. возникли по частной и общественной инициативе в 1-й половине 19 в. в центрах художественных ремесел (хохломская роспись, керамическое искусство, художественное чугунное литье, чеканка оружия, гравировка, ювелирное искусство, резьба по дереву, вышивка и плетение и др.). Учебные заведения решали задачи от распространения художественно-прикладных знаний до формирования общих эстетических знаний и умений. С середины 40-х гг. государство стало проявлять интерес к Х.-п.у.з. С 1843 отделение при Дворцовом архитектурном училище и Строгановская школа перешли в ведение Министерства финансов и стали именоваться соответственно 1-я и 2-я рисовальные школы. Значительную роль сыграло Общество поощрения художеств (с 1820), открывшее несколько рисовальных школ. Во 2-й половине 19 в. Х.-п.у.з. стали частью специального образования. "Положение о художественно-промышленном образовании" (1902) предусматривало три типа училищ, готовящих: художников-рисовальщиков и художников-мастеров, рисовальщиков-руководителей и мастеров-руководителей, квалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства, а также рисовальные классы, повышающие уровень художественной подготовки ремесленников и кустарей. Большой вклад в развитие художественно-промышленного образования внесли Строгановское и Петербургское Центральное училища технического рисования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
система образовательных профессиональных учебных учреждений в дореволюционной России, возникшая по частной и общественной инициативе в первой половине XIX в. в центрах художественных ремесел и имевшая целью поддержание этого ремесла (хохломская роспись, керамическое искусство, художественное чугунное литье, чеканка оружия, гравировка, ювелирное искусство, резьба по дереву, вышивка и плетение, др.). Учебные заведения усложняли педагогические задачи: от распространения художественно-прикладных знаний до формирования общих эстетических знаний и умений. Первые попытки организовать систематическую подготовку кадров по исполнению художественных работ относятся к началу VIII в. При Академии наук в 1725 г. была открыта рисовальная гравировальная палата, типография и различные мастерские, что явилось своеобразным художественным и Х.-п.у.м. В 1757 г. в Петербурге по инициативе М.В. Ломоносова была открыта Академия художеств. Академия практиковала исключительно обучение «чистому» искусству, отведя прикладному второстепенную роль. В начале ХIХ в. в России стали появляться низшие Х.-п.у.з. при промышленных предприятиях, в частности при фабрике братьев Прохоровых в Москве. В 1816 г. в Москве С.Г. Строгановым была создана «Школа рисования в отношении к ремеслам и искусствам». Бывший министр финансов Е.Ф. Канкрин в 1826 г. в Москве организовал рисовальную школу, в 1831 г. открыл воскресный рисовальный класс. С середины 40-х гг. ХIХ в. появляется государственный интерес к Х.-п.у.з. С 1843 г. отделение при Дворцовом архитектурном училище и Строгановская школа перешли в ведение Министерства финансов и стали именоваться соответственно I и II рисовальные школы. В деле организации Х.-п.у.з. большую роль сыграло Общество поощрения художеств (с 1820 г.). Им открыты несколько рисовальных школ. Во второй половине ХIХ в. Х.-п.у.з. становились частью специального образования. Задача их заключалась в подготовке специалистов-художников для промышленного производства. В начале ХХ в. произошло реформирование художественно- промышленного образования на основе «Положения о художественно-промышленном образовании» (1902). Им предусматривались четыре типа Х.-п.у.з.: 1) училища – для подготовки художников-рисовальщиков, художников-мастеров; 2) школы – для подготовки рисовальщиков-руководителей и мастеров-руководителей; 3) художественно-ремесленные мастерские неквалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства; 4) рисовальные классы – для повышения художественной подготовки ремесленников и кустарей. Большой вклад в развитие художественно-промышленного образования внесли ведущие учебные заведения этого профиля – Строгановское и Петербургское центральные училища технического рисования.
Лит.: Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. – Челябинск, 1971.
Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.