ХРОНОТЕЗИЯ

Найдено 1 определение
ХРОНОТЕЗИЯ
(от др.-греч. xρόνος − ‘время’ и θέσις — ‘положение, утверждение’) — термин, предложенный в [Сковородников 2005] для обозначения стилистического приёма, состоящего в описании виртуального отклонения каких-л. фактов (событий, процессов, поступков и т.п.) от их естественного (реального) осуществления во времени. Напр.: Вокруг крик, гам. Все глядят на меня. Монашки расступаются. Входит наш капитан со снайперской винтовкой из ближайшего будущего (он купит её с оптическим прицелом назавтра в Нижнем Новгороде) и его молодой помощник, чернявый чёрт (Викт. Ерофеев); Вот, ещё уверяете, что в мае 1940 года на севере Франции у приморского Дюнкерка немцы «окружили главные силы союзников» (стр. 319). Силы союзников — это 147 дивизий, а у Дюнкерка оказалось лишь 40. Разве это главные силы? И немцы их вовсе не окружили, а отрезали от главных сил. И 338 тысяч англичан, французов и бельгийцев благополучно удрали через Ла-Манш в Англию, где тихо просидели три года, наблюдая, как Россия обливается кровью, и, читая сочинения Солонина о том, как бездарны советские генералы (Завтра. 2011. № 28). X. в первом случае — дань постмодернистской стилистике, для которой характерны всякого рода «деконструкции» (нарушения норм и традиций). Во втором случае X. — элемент сатиры, направленной на книгу современного автора М.С. Солонина «22 июня».
X. может выполнять композиционно-сюжетную функцию. Так, роман М. Шишкина «Венерин волос» построен как чередование двух сюжетных линий: 1) рассказа о жизни современных эмигрантов из России в Швейцарии; 2) рассказа из жизни персов эпохи царя Дария, содержащегося в книге, которую читает герой романа. По сути дела, на X. (временном сюжетном «сдвиге») построен роман В. Сорокина «День опричника», в котором современной политической ситуации в России придан антураж Московской Руси времен царя Ивана Грозного.
X. может совмещаться с Топотезией (см.) — «описанием вымышленных, несуществующих стран и местностей» [Хазагеров, Ширина 1999: 277], напр.: «Че Гевара, гора Шумеру, вечность, лето» (подпись под текстом, сочинённым Вавиленом Татарским, главным персонажем романа В. Пелевина «GENERATION «П»); Я Индией сыт по горло, она достала меня благовонными силлогизмами, непролазной нищетой деревень, жестяными игрушками, ашрамным рупором Больших Слов с Большой Буквы, разгромленной армией населения в рваных пледах, натянутых на голову, отступающего по Смоленской дороге к Тадж-Махалу, тусклым светом фонарей, шелухой арахиса, мухами в однообразной острой пище (Викт. Ерофеев).
Следует иметь в виду, что в стилистике и риторике есть термин «Гистерон-протерон» (см.), определяемый как «нарочитое изменение либо случайное смешение временной последовательности описываемых событий: Умрём и бросимся в бой (Вергилий) <...> Син.: ана- хрония, гистерология, гистерон-протерон, протистерон» [Москвин 2007: 204]. Предлагаемый нами термин «X.» представляется наиболее удачным, поскольку он вписывается в определённую терминологическую микросистему: является аналогом термина «топотезия» и включается в отношение: топография — топотезия, хронография — X. Последний термин заполняет лакуну в системе.
Лит.: Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д., 2007; Сковородников А.П. О классификации риторических приёмов // Stylistyka XIV, Opole, 2005; Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д., 2008; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.