Христианская антропология
Антропология христианская
учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с Законом Божьим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагогики христианства.
Источник: Педагогический словарь
Христианская антропология
антропология, построенная на основе Священного писания, мистических прозрений (апофатический метод) отцов церкви и самостоятельного понимания ученых богословов. В христианской православной антропологии есть понимание личности не в ее абсолютно-персоналистическом значении, а через призму коллективно-национального целого, реализуемого в и через общество, которое на ней, личности, и базируется. Христианская антропология – это целостное видение человеческой природы – в единстве телесной, душевной и духовной жизни. В основе этого единства лежит учение об образе Божием в человеке. Православное сознание исходит в понимании человека из глубокого чувства его ценности. Отсюда и всеобщая любовь к человеку, даже грешному. Радость в человеке есть основа непоколебимой веры в него – и как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни доходила в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим о том, что погубил себя человек – и ждем, что он стане иным. Эта безграничная вера в человека помогает сохранять образ Божий в нем. Христианская антропология противостоит натуралистической. Именно она, благодаря религиозному подходу к душе, дает основания для педагогического вдохновения и веры в свою харизматическую деятельность по «возделыванию» ребенка. Основные понятия христианской антропологии: человек, личность, мораль, духовность, духовно-нравственная жизнь, смысл жизни, спасение.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)