ХРИЯ

Найдено 1 определение
ХРИЯ
(от греч. χιασμός — ‘польза, пользование’) — модель построения речи (ораторского выступления, учебного сочинения, рассуждения, доказательства), показывающая способы развития содержания речи. X. применялась в классическом обучении риторике как проверенный способ составления речей, образец доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке. X. является классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.
X. можно рассматривать как частную комбинацию общих мест (топосов), которые использовались для изобретения и расположения речи. Традиционный порядок X. таков: 1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль; 2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения), экспликация, парафразис; 3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно; 4. Опровержение, т.е. доказательство от противного (почему противоположная мысль неверна); 5. Сравнение (пояснение мысли-тезиса сравнением или уподоблением); 6. Пример (подтверждение мысли примером); 7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника); 8. Заключение (вывод).
Приведённый порядок расположения топосов (от общего к частному, от тезиса к доводам) также может быть назван строгой X., в то время как возможен и обратный порядок — от частного к общему, от разбора отдельных доводов к тезису или выводу (последним способом пользовался Сократ в своих диалогах с учениками). Последний способ называется обратной (индуктивной) X. (см. [Михальская 2002: 219-228]).
Сборники X. были популярны в античных школах риторики; древнейшие из них составлены риторами Гермогеном и Афтонием. В классической русской школе при обучении риторике и словесности учили писать по X. — так оттачивали своё мастерство и М.В. Ломоносов, и А.С. Пушкин, и Н.В. Гоголь. «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую, нравоучительную речь или действие какого великого человека» [Ломоносов 1952: 295-296]. Даже после выведения риторики из состава преподавания лучшие учителя-словесники, по-видимому, использовали X. как модель написания сочинения — См. школьное сочинение А.Ф. Лосева, написанное в начале XX в. и опубликованное в кн. [Михальская 2002: 238–244].
В то же время X. справедливо критиковалась при формально рассудочном следовании композиционному порядку, заведённому в ней, поскольку всякое развитие содержания речи предполагает творческое воображение, вдохновение и уместность в расположении её частей. Речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила X. состояла в том, что она учила начинающего оратора или писателя систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи.
X. и в сегодняшнем обучении риторике и хорошей речи остаётся своеобразным упражнением для ученика, овладевающего проверенными способами построения доказательства или рассуждения. Темой X. избирается обычно какое-л. изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же это может быть любое положение, которое предстоит доказать и применить к нему рекомендуемые топосы (смысловые модели или части речи). Примеры того, как творчески развивалась авторская мысль в примерах-рассуждениях при построении X. в лучших учебниках словесности и риторики XIX в., показывают, какой простор для воспитания хорошего вкуса давало правильно организованное обучение. Так, одним из приёмов в составлении речей-сочинений у риторов-старообрядцев было написание на полях названия топоса («места»), а сама речь развивалась творчески по исчисляемым топосам. При этом, конечно, многое зависело от «идеологии» текста и стиля речи, избранного автором.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс, 2007; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002; Античные риторики / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978; Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Граудина Л.К. Русская риторика. М., 2001; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Ломоносов М.В. Полное собр. соч. Т. VII. М., 1952; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 2002.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.