ХЛУП Отокар

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХЛУП (Chlup) ОТОКАР (1875-1965)
чешский педагог, академик Чехословацкой АН (1952). Основатель (1957) и директор Института педагогических наук им. Я.А. Коменского Чехословацкой АН. Основал Общество нового воспитания (Брно), был редактором (с 1927) его журнала. Автор трудов по проблемам обучения, педагогического образования, истории педагогики, в т.ч. учебника "Педагогика" (2 изд., 1936; 3 изд., 1948), "Хрестоматии по истории педагогики (т. 1-2, 1948-50), и соредактор "Педагогической энциклопедии" (т. 1-3, 1938-40).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХЛУП Отокар
30.8.1875, Боско-вице, Юж. Моравия, —14.5.1965, Прага), чеш. педагог, акад. Чехосл. АН (1952). Окончил Пражский ун-т (1899). Преподавал в средних школах. Посетил неск. зап. стран для ознакомления с пед. течениями и шк. практикой. С 1921 преподавал в Высш. пед. школе в Праге; в 1923—38 проф. ун-та в Брно. В 1946—53 первый избранный декан учрежденного в 1945 пед. ф-та Карлова ун-та в Праге; в 1955- 57 читал лекции на фил ос ф-те. Основатель (1957). и директор Ин-та пед. наук им. Я. А. Коменского Чехосл. АН.
Ранние работы посвящены гл. обр. проблемам нравств. воспитания («Об этике и педагогике», 1905; «О воспитании воли», 1910, и др.). и психологии («Память», 1918).
В Чехосл. республике (1918—38). выступил одним из активных сторонников шк. преобразований. Автор трудов по проблемам обучения («Дидактика средней школы», 1935, и др.), пед. образования («О подготовке учителей в высш. школе», 1937), истории педагогики. Основал Об-во нового воспитания (Брно), был редактором (с 1927). его журнала. В 20-х гг. разрабатывал вопросы эксперим. педагогики. При филос. ф-те в Брно создал пед. класс, в к-ром осуществил длит, эксперимент по изучению способностей учащихся. В трудах 30-х гг рассматривал педагогику как науку по преимуществу общественную и полемизировал с прагматистскими и бихевиористскими концепциями. Признавая важным изучение иностр. пед. опыта, считал необходимым использовать прежде всего нац. пед. наследие, стремился широко представить его в своем учебнике «Педагогика» (19362; 19483). и «Педагогической энциклопедии» (т. 1—3, 1938—40; соред. с Я. Угером и И. Кубалеком).
В Чехосл нар. республике (после 1945). представитель офиц. пед. теории. Наиболее значимы для чехосл. пед. науки того времени его сб. «Несколько статей к проблеме содержания общего образования в школе» (1958). и «Хрестоматия по истории педагогики» (т 1—2, 1948—50). Как директор Ин-та педагогики Чехосл АН содействовал науч. публикации наследия Коменского Автор «Воспоминаний» (1955). С о ч в рус пер Избр пед. соч, M, 1966

Источник: Российская педагогическая энциклопедия