ХЕТАГУРОВ Коста Леванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХЕТАГУРОВ Коста (Константин) Леванович (псевдоним - Коста) (1859-1906)
осетинский просветитель, поэт, основоположник осетинской литературы. Неоднократно обращался к проблемам народного просвещения: выступал против закрытия школ, настаивал на совершенствовании программ и учебников, пропагандировал женское образование. Участвовал в создании единого осетинского алфавита на русской графической основе. В поэтическом сборнике Х. "Осетинская лира" (1899) были опубликованы первые осетинские стихи для детей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ХЕТАГУРОВ Коста (Константин) Леванович
псевд. - Коста). [3(15). 10.1859, с. Нар, ныне в Сев-Осетии, - 19.3(1.4). 1906, с. Георгиевско-Осетинское, ныне с. имени Коста Хета-гурова в Карачаево-Черкесии; похоронен во Владикавказе], осет. просветитель, поэт, основоположник осет. лит-ры. Окончил гимназию в Ставрополе. Учился в АХ в Петербурге (1881—85). Испытал влияние общерос демокра-тич. движения. В периодич. изд., гл. обр. в газ. «Северный Кавказ» (Ставрополь), поднимал мн. острые вопросы жизни горского населения Кавказа. За обществ, деятельность подвергался ссылкам и др. преследованиям властей. Неоднократно обращался к проблемам нар. просвещения: осуждал ограничение доступа в сел. нач. и гор. уч-ща детей из бедных горских семей. Выступал против закрытия школ, находившихся в кризисном состоянии, настаивал на улучшении уч. и воспитат. работы в них, совершенствовании программ и учебников, на заботе об учителе. Пропагандировал жен. образование, видел в нем не только путь к подъему культурного уровня народа, но и важное средство устранения нехватки учительских кадров. По мнению X., учительская работа горянок в наибольшей степени могла учитывать особенности расселения и быта горского населения. X. подчеркивал важность широкой общеобразоват. подготовки будущих учителей. Указывая на связь улучшения экон. положения нек-рых кавк. сел с развитием в них школ, предлагал создать на Кавказе высш. уч. заведение, выпускники к-рого могли бы активно содействовать хоз. развитию края. Участвовал в создании единого осет. алфавита на рус. графич. основе. В становлении норм осет. языка значит. роль сыграл поэтич. сб. «Осетинская лира» (1899). В нем были опубликованы и первые осет. стихи для детей.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия