ХЕД СТАРТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ХЕД СТАРТ
англ. head start - успешный старт) — программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств. Теоретические предпосылки создания программы "Х.С." - концепция Б.С. Блума и результаты эксперимента Л. Якобсона и Р. Розенталя. Блум выдвинул концепцию о стабильности и изменчивости человеческих признаков, акцентируя значение первых 8 лет жизни ребенка для развития его способностей. Якобсон и Розенталь исследовали Пигмалиона эффект. Протестировав учащихся, они выбрали наугад несколько детей со средними результатами, но учителю сообщили, что именно эти дети обладают наиболее высоким интеллектом. Повторив исследование через год, они обнаружили, что у выбранных ими учащихся значительно повысилась успеваемость и коэффициент интеллекта. Было показано, что соответствующая установка педагога способна оказать чрезвычайно положительное воздействие на интеллектуальный рост среднего ученика. Т.о., отставание в учебе обусловлено не врожденными особенностями детей, а неблагоприятными условиями обучения и воспитания. В 1965 по инициативе президента США Л. Джонсона был принят закон о начальной и средней школе, послуживший основанием для многочисленных развивающих программ. В том же году была начата наиболее масштабная из них - "Х.С.". В 2500 округах было создано св. 13 тыс. центров, охвативших 500 тыс. детей. Курс развивающего обучения длился 8 недель. Уже в 1965 по окончании курса занятий были достигнуты положительные сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта. В 1969 американский психолог А. Дженсен попытался опровергнуть достижения программы "Х.С.", доказывая, что интеллект преимущественно определяется врожденными факторами. Однако приведенные им данные показывают лишь то, что существующие тесты интеллекта выявляют не сам интеллект, а знания и умения, соответствующие структуре этих тестов. Опыт программы "Х.С." свидетельствует о значительных возможностях педагогического воздействия на интеллектуальное развитие. Вопреки мнению сторонников теории врожденных способностей, программа "Х.С." показала зависимость успеваемости и психического развития от социальных условий.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

«ХЕД СТАРТ»
англ. Head Start - успешный старт), программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академии успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и нац. Меньшинств.
Необходимость разработки и внедрения соответствующей программы была продиктована тем, что многолетняя практика исследования умственных способностей амер школьников с помощью тестов продемонстрировала более низкие результаты выполнения тестов детьми из малообеспеченных семей, а также детьми негритянского, латиноамер, индейского происхождения Напр., коэффициент интеллекта (Intelhgence Quotient - IQ). у чернокожих учащихся был в среднем на 15 единиц ниже, чем у их белых сверстников Эти данные нередко использовались как «доказательство» интеллектуальной неполноценности социальных низов.
Теоретич предпосылки создания программы «X С» - концепция Б С Блума и результаты эксперимента Л Якобсона и P Розенталя Блум выдвинул концепцию о стабильности и изменчивости человеческих признаков, акцентируя значение первых 8 лет жизни ребенка для развития его способностей Якобсон и Розенталь исследовали т.н. эффект Пигмалиона Протестировав учащихся одного класса, они выбрали наугад неск. детей со ср. результатами, но учителю сообщили, что именно эти дети по данным исследования обладают наиб. высоким интеллектом Повторив исследование через год, они обнаружили, что у выбранных ими учащихся не только значит. ельно повысилась успеваемость, но и реально возросли показатели IQ Было показано, что соответствующая установка педагога способна оказать чрезвычайно положит. воздействие на интеллектуальный рост среднего и, вероятно, даже слабого ученика Т о, низкий IQ и отставание в учебе обусловлены не врожденными особенностями детей, а неблагоприятными условиями воспитания и обучения.
В сер. 60-х гг в русле борьбы за гражд права было выдвинуто требование предоставить всем детям равные возможности получения полноценного образования В 1965 по инициативе президента США Л Джонсона был принят закон о нач и ср. школе, послуживший основанием для многочисленных развивающих программ В том же году была начата наиб. масштабная из них - «X С » В 2500 округах было создано 13 400 центров, охвативших 500 тыс. детей (хотя первоначально планировался охват 100 тыс. детей). Курс развивающего обучения длился 8 нед Занятия были направлены на устранение пробелов в знаниях детей и формирование у них интеллектуальных навыков Уже в 1965 по окончании курса занятий были достигнуты положит. сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта
Через неск. лет амер психолог А Дженсен опубликовал в журн «Наrward Educational Review» (1969, № 3). статью, в к-рой выдвинул утверждение о крахе программы «X. С.», т. к. достигнутое повышение IQ в большинстве случаев носило временный характер. Это, по мнению Дженсена, подтверждает теорию С. Л. Берта о том, что интеллект преим. (на 80%). определяется врожденными факторами и влияние на него обучения весьма незначит. ельно. Далее следовал вывод о том, что генетич. предпосылки интеллекта, напр., у негров, довольно слабы. Однако приведенные Дженсеном данные показывают лишь то, что существующие тесты интеллекта выявляют не сам интеллект, а знания и умения, соответствующие структуре этих тестов. Поэтому занятия по программе «X. С.», направленные на усвоение детьми именно этих знаний и умений, способствовали росту показателей IQ. Впоследствии, когда занятия были окончены и дети вернулись в привычную неблагоприятную социальную среду, новых стимулов для роста IQ больше не возникало.
Опыт программы «X. С.» свидетельствует о значит. возможностях пед. воздействия на интеллектуальное развитие. Вопреки мнению сторонников теории врожденных способностей программа «X. С.» убедительно показала зависимость успеваемости и психич. развития от социальных условий.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия