ХАЛЛ Кларки Леонард
ХАЛЛ (Hull) КЛАРК ЛЕОНАРД (1884-1952)
американский психолог, представитель необихевиоризма. В 1929-50 возглавлял исследовательскую группу в Институте исследований человеческих отношений Йельского университета. Наибольшую известность приобрел как автор математической гипотетико-дедуктивной теории обучения, в которой давалась своеобразная интерпретация учения И.П. Павлова об условных рефлексах, в частности понятия о подкреплении. Гл. принципом научения считал редукцию потребности (уменьшение потребности в результате ее удовлетворения) - чем чаще и интенсивнее редуцируется (удовлетворяется) потребность, тем больше числа навыка. Концепция Х. развита его последователями применительно к анализу социального поведения, к психотерапии. См. также Бихевиоризм
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ХАЛЛ Кларки Леонард
24 5 1884, Акрон, шт Нью-Йорк, - 10 5 1952, Нью-Хейвен, шт Коннектикут), амер психолог, представитель необихевиоризма Окончил Мичиганский ун-т Преподавал в Висконсинском ун-те В 1929—50 возглавлял исследоват группу в Ин-те исследований человеческих отношений Йельского ун-та. Ранние работы относились к изучению мышления и умственных способностей («Тестирование способностей» - «Aptitude testmg», 1928), гипноза («Гипноз и внушаемость» - «Hypnosis and suggestibihty», 1933), меха-нич памяти («Матем. -дедуктивная теория механич научения» - «Mathema-tico-deductive theory of rote learnmg», 1940), в этих работах пытался применить объективные методы и создать формали-зов аппарат для объяснения изучаемых процессов Стремясь преобразовать психологию в точную науку, X ввел в исследование обучения (первоначально - заучивания бессмысленных слогов). ги-потетико-дедуктивный метод из логических положений, представленных в математических терминах, выводились гипотезы, к-рые проверялись экспериментально
Наибольшую известность приобрел как автор матем. гипотетико-дедуктив-ной теории обучения, в к-рой давалась своеобразная интерпретация учения И II Павлова об условных рефлексах, в частности понятия о подкреплении Гл. принципом научения X считал редукцию потребности (уменьшение потребности в результате ее удовлетворения) - чем чаще и интенсивнее редуцируется (удовлетворяется). потребность, тем больше числа навыка X отстаивал необходимость ввести в объяснение поведения «промежуточные переменные» (предложенные Э Ч Толменом), т с факторы, опосредствующие двигательную реакцию (зависимая переменная). на раздражитель (независимая переменная). Стремление X к математически точному и строго причинному анализу поведения осталось, по существу, нереализованным из-за того, что в его концепции не придавалось существ значения ни познават факторам, ни нейрофизиол. механизмам Концепция X развита его последователями применительно к анализу социального поведения,к психотерапии
Наибольшую известность приобрел как автор матем. гипотетико-дедуктив-ной теории обучения, в к-рой давалась своеобразная интерпретация учения И II Павлова об условных рефлексах, в частности понятия о подкреплении Гл. принципом научения X считал редукцию потребности (уменьшение потребности в результате ее удовлетворения) - чем чаще и интенсивнее редуцируется (удовлетворяется). потребность, тем больше числа навыка X отстаивал необходимость ввести в объяснение поведения «промежуточные переменные» (предложенные Э Ч Толменом), т с факторы, опосредствующие двигательную реакцию (зависимая переменная). на раздражитель (независимая переменная). Стремление X к математически точному и строго причинному анализу поведения осталось, по существу, нереализованным из-за того, что в его концепции не придавалось существ значения ни познават факторам, ни нейрофизиол. механизмам Концепция X развита его последователями применительно к анализу социального поведения,к психотерапии
Источник: Российская педагогическая энциклопедия