ГВОЗДЕВ Александр Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГВОЗДЕВ Александр Николаевич (1892-1959)
филолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). С 1920 на научно-педагогической работе в средних и высших учебных заведениях, в 1944-59 профессор Куйбышевского педагогического института. Работы Г. по диалектологии, фонетике и фонологии, теории орфографии, морфологии и стилистике стали основой разработанных им фундаментальных вузовских курсов: "Современный русский литературный язык" (ч. 1-2, 1958; 4 изд., 1973), "Очерки по стилистике русского литературного языка" (1952; 3 изд., 1965). Г. выделил возрастные этапы усвоения детьми различных лингвистических явлений, установил закономерности понимания и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий. — областью интересов А.Н. Гвоздева-ученого были грамматика русского языка, фонетика и морфология, проблемы стилистики, исследования по детской речи. (Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. - М., 2005. -5)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГВОЗДЕВ Александр Николаевич
15(27).3.1892, с. Сивинь, ныне Мордовия, — 19.12.1959, Куйбышев, ныне Самара], филолог, ч.-к. АПН РСФСР (1945). Окончив ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1918), преподавал в Пензенской учительской семинарии. С 1920 на науч.-пед. работе в ср. и высш. уч. заведениях, в 1944—59 проф. Куйбышевского пед. ин-та. Работы Г. по диалектологии, фонетике и фонологии, теории орфографии, морфологии и стилистике стали основой разработанных им фундаментальных вузовских курсов: «Совр. рус. лит. язык» (ч. 1—2, 1958), «Очерки по стилистике рус. лит. языка» (1952). Их практич. ценность не только в систематичности и четкости изложения, расчлененности и строгости науч. аппарата, но и в привлечении интересного языкового материала, рассчитанного на развитие лингвистич. наблюдательности и аналитич. способностей учащихся. Др. направлением исследований Г., сочетавшим проблемы психологии, общего языкознания и педагогики, стало изучение своеобразия дет. речи. Опровергнув представление о механич. и подражат. природе усвоения ребенком языка, Г. рекомендовал максимально использовать в процессе обучения реально существующие у детей творческий интерес и любознательность. В работах «Усвоение ребенком звуковой стороны рус. языка» (1948) и «Формирование у ребенка грамматич. строя рус. языка» (ч. 1—2, 1949) выделил возрастные этапы усвоения детьми разл. лингвистич. явлений, установил последовательность в закономерности понимания и употребления ими фонетич., морфологич. и синтаксич. конструкций и категорий. На основе проведенных экспериментов (30-е гг.) Г. проанализировал особенности методики обучения орфографии в школе, проследив характер изменения орфография, ошибок и связь между чтением и пониманием норм грамотности.
Лит.: Список науч. трудов А. Н. Гвозде-ва, ВЯ, 1960, № 3; Скобликова Е. С А. Н. Гвоздев, РЯШ, 1982, № 2.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия