ГУСЁК

Найдено 1 определение
ГУСЁК
«Игра: на доске представлена змея; по телу её цифры и разные изображения, между которыми гуси. Играющие бросают кости и отсчитывают вышедшее число; кто попал на гуся, отсчитывает вдвое. Последний номер тоже гусь; достигший его выигрывает. Вариант этой игры: клеточка с картинками и т. п.» (Словарь, 1892, 943); «Игра, состоящая в передвигании пешек по разрисованной и разграфлённой доске на определённое число очков, выпавшее на брошенных костях» (Словарь, 1954–3, 503). В изданиях [Ожегов, [1960] 1970, 144–145] и [Ожегов, 1972, 137–138] данное слово отсутствует. «“Я хочу кинуть кубик снова! Я хочу переходить!...” – Лена раскраснелась, топает ногой, чуть не плачет. Первый раз за свои три с половиной года жизни она играет в игру-бродилку, с кубиком и фишками, и вот попала на клетку “пропуск хода”. Какое счастье, гнев, бунт. Дети постарше, партнеры по игре, недолго послушав яростные вопли, предлагают выбор: “Не хочешь – не играй, тогда нам не мешай. Или терпи: что выпало, то выпало”. Шмыгнув носом последний раз, малышка разжимает кулак, с явной неохотой отдаёт кубик, вместе со всеми склоняется над картонным полем. Через несколько минут снова раздается её вопль, на этот раз ликующий: выпало счастливое число, и она летит на ракете вперёд сразу через девять клеток, обгоняя соперников. Они очень древние, подобные игры. Первые упоминания об игре в кости на Руси относятся к двенадцатому-тринадцатому веку. Правда, тогда лишь считали очки, выпавшие на верхних гранях костейкубиков. В семнадцатом веке появилась на Руси игра “Гусёк”, родоначальник всех нынешних “ходилокбродилок”. Широкая доска игрового поля, на которой прочерчена извилистая линия – путь, вдоль пути помещены многочисленные препятствия: постоялый двор, кабак, тюрьма, овраги, капканы… Можно не только пропустить ход или отправиться назад, как в современных играх, но и сгинуть навеки. В конце пути – гусёк, до которого каждый игрок мечтает добраться первым. Играли в “Гуська”, в первую очередь, взрослые, часто – на деньги. К веку девятнадцатому появились первые настольные дет. игры, имеющие не только развлекательное, но и образоват. направление, помогающие осваивать историю, географию, астрономию: “Русский крейсер”, “Кругосветное путешествие”, “Настольный планетарий”. После Октябрьской революции [1917 года] игры наполнились идеол. содержанием: “Красная Армия”, “Вперед, пионер!”, “Электрификация”. Идея кругосветного путешествия была подхвачена и воплощена по-новому: “Вокруг света по пятиконечной звезде”. Такие сюжеты царили достаточно долго. Шестидесятые годы, времена оттепели, возродили добрые неидеологизированные игры; именно тогда наступил расцвет игр со сказочными сюжетами: “Дюймовочка”, “Гуси-Лебеди”, “Старик Хоттабыч”. В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним дети самых разных возрастов» (Рузина, 2003, 4)
О 1950-х гг.: «Везде за столами можно было видеть коротышек. Одни обедали, пили чай, кофе или ситро; другие читали газеты, рассматривали журналы с картинками; третьи играли – кто в лото, кто в домино, кто в гусёк или еще во что-нибудь… У стен стояли буфет, большой диван…, два мягких кресла и несколько стульев. У окна стоял небольшой стол с шахматами, шашками и игрой в гусёк» (Носов, [1958] 1959; 68, 76).
О середине 1960-х гг.: «Настольно-печатные игры могут быть разделены на следующие виды: 1. Парные картинки… 2. Лото… 3. Детское домино… 4. Разрезные… картинки… 5. Кубики с картинками… 6. “Гусек”. Этот вид имеет своеобразный принцип построения игры: игровые действия заключаются в выбрасывании кубика с числовыми фигурами и передвижении фишек по игровому полю на такое количество ходов, какое выпало на верхней грани кубика. Таковы игры: “Упрямые козлики”, “Кто первый?”, “Вверх-вниз” и др.» (Григорьева, 1966, 85). См.: «Кто быстрей».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.