ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
принцип воспитания, требующий от воспитателей уважения прав, свобод и позиции воспитанника, предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от наказаний, унижающих честь и достоинство личности; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по гуманитарным, религиозным или по каким-либо другим причинам противоречат его убеждениям.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Гуманизация воспитания
принцип, реализация которого обеспечивает условия для развития ребенка как субъекта культуры и собственной жизни, как личности и индивидуальности. Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. В свете принципа гуманизации важнейшими функциями личностно-ориентированного воспитания, становятся:
• приобщение воспитателей и воспитанников к ценностямгуманитарной культуры, их интериоризация, и на этой основе -воспитание духовности и нравственности;
• социальная защита и охрана, детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства и прав человека;
• оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении,полноценной самореализации его индивидуальности в семье,школе, окружающем социуме.
• приобщение воспитателей и воспитанников к ценностямгуманитарной культуры, их интериоризация, и на этой основе -воспитание духовности и нравственности;
• социальная защита и охрана, детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства и прав человека;
• оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении,полноценной самореализации его индивидуальности в семье,школе, окружающем социуме.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
концептуальные ориентации конкретного действенно-практического гуманизма на всестороннее развитие и проявление способностей человека; формирование социологических, общественно-политических, этических и эстетических взглядов личности, ее способности ориентироваться в таких вопросах, как свобода человека, смысл жизни, духовная жизнь, красота, добро, зло. Г. в. – формирование нравственного образа жизни на достойном человека уровне его материального благополучия; воспитание личности, воспринимающей ценности современной европейской цивилизации, которая ориентируется в трансформациях современного общества, реалиях и перспективах социокультурной динамики; формирование культуры межэтнических и межличностных отношений; пропаганда здорового образа жизни (Астахова В. И. Высшая школа Украины. – Х.: Знание, 1991; Бєлова Л. О. Виховна система ВНЗ: питання теорії та практики. — Х.: Вид-во НУА, 2004; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; ЗЗязюн І. А. Педагогіка добра: ідеали і реалії. — К.: МАУП, 2000; Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. — Х.: Золоті сторінки, 2002). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.