ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле – как материального, так и духовного) и к своей собственной профессиональной деятельности в этом мире производства. Гуманитаризация образования противостоит его технократизации, т.е. направленности образования на подчинение человека лишь служению научно-техническому прогрессу.
Проблемы гуманитаризации профессионального образования можно рассматривать как формирование у обучаемых системы отношений в процессе профессиональной деятельности: к самому себе (профессионально-эстетическое воспитание), к другим людям, к обществу (профессионально-этическое воспитание), к производству (профессионально-экономическое воспитание), к природе (профессионально- экологическое), к государству (профессионально-правовое воспитание).
Профессионально-эстетическое вос- питание. Вопрос о формировании у студентов эстетического отношения к своей учебе и своему труду имеет самое прямое отношение к гуманитаризации образования.
Необходимо направить учебно-воспитательный процесс, в частности, на то, чтобы раскрыть учащимся, студентам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной среде и орудиях, в процессе труда, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие профессионального творчества учащихся,студентов и специалистов при повышении их квалификации. Без профессионального творчества, хотя бы его элементов, труд рабочего, специалиста не может быть под- линно человеческим трудом.
Профессионально-этическое (нравственное) воспитание. В первую очередь, очевидно, речь идет о формировании духовности.
Главная задача профессиональной школы в формировании духовности молодежи заключается в разрешении двух противоречий.
Во-первых, это преодоление разрыва между учебными и воспитательными целями: ведь учебные предметы в большинстве своем построены таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтральны. Преподаватель, мастер, конечно, воспитывает примером своей личности. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы рядом с изучаемым предметом. Самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые студентом, не будут достигнуты. Необходимо педагогически и методически обеспечить соединение различных позиций педагога и обучаемого, построить весь образовательный процесс на основе внутренних образовательных потребностей обучаемых.
Педагогическое мастерство в новых социально-экономических условиях будет заключаться очевидно, в первую очередь в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни. В том числе, – жизненной профессионально-образовательной траектории.
Во-вторых, одна из наиболее острых проблем современной профессиональной школы – необходимость значительно повысить качество профессиональной подготовки студентов. Оно зависит не только от уровня их профессиональных знаний и умений, но и от сформированности нравственной основы качественного труда. Дело в том, что выпускник профессионального учебного заведения зачастую может, но не хочет качественно выполнять работу – у него к этому нет внутренней потребности. Объясняется это многими причинами, в том числе исторического характера.
В новых социально-экономических условиях требование качественного труда выдвигается на первый план.
Профессионально-экономическое воспитание. В условиях рыночной экономики экономическая деятельность буквально каждого человека становится обязательным составным компонентом любой профессиональной деятельности.
Наряду с изучением общих теоретических основ экономики она должна пронизывать в профессиональных учебных заведениях всех уровней – профучилищах, лицеях, колледжах, техникумах, вузах, на различного рода курсах – преподавание почти всех учебных предметов, в том числе специальных. Последние должны быть построены на органическом сочетании двух компонентов – технологическом и экономическом. Соответственно, изучение каждого технического устройства, каждого технологического решения и действия должно включать их экономический анализ и экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением.
Кроме того, в условиях рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда, профессиональные учебные заведения неизбежно должны будут перейти на подготовку специалистов широкого профиля, способных успешно трудиться на предприятиях разных типов и разных форм собственности. А для этого каждый учащийся, студент ПУ, техникума, вуза по любой специальности должен получить еще и определенную «предпринимательскую» подготовку – основы маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и т.п. – вплоть до того, чтобы каждый выпускник профессионального учебного заведения потенциально был бы готов стать владельцем по крайней мере малого предприятия – кафе или ресторана, нотариальной конторы или врачебного кабинета, гостиницы, ателье, авторемонтной мастерской и т.п. Но в любом случае у каждого студента, а также, в принципе, у всего работоспособного населения необходимо воспитать позицию активного субъекта на рынке труда – чтобы человекактивно искал место и условия приложения своего главного капитала – профессиональной квалификации.
Профессионально-экологическое воспитание. Еще одна важнейшая задача гуманитаризации профессионального образования – формирование у молодежи чувства экологической ответственности. Экологическое воспитание – это не только изучение специальных экологических предметов, которые тоже, безусловно, необходимы, но и воспитание у будущих рабочих и специалистов высокой ответственности за принимаемые решения и действия, предвидение их последствий.
Профессионально-правовое воспитание. В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессионального образования является правовое воспитание молодежи и всего населения страны, которое, с одной стороны, должно формировать у каждого человека не только знания о своих гражданских правах, но и чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой нацональности, расы, религии, культуры. С другой – формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей, в том числе, например, в отношении уплаты налогов.
Лит.: Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997.
А.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
404.60 кб

Тенденции гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования

Барамзина С. А.
Одно из главных направлений совершенствования образования - его гуманизация и гуманитаризация.
Читать PDF
330.67 кб

Проблемы гуманитаризации в системе непрерывного профессионального образования

Дубич Клавдия Васильевна
Читать PDF
510.51 кб

Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования

Борытко Николай Михайлович, Мацкайлова Ольга Андреевна
В рамках современного понимания воспитания как характеристики педагогической деятельности образовательного учреждения и отдельного педагога обосновывается необходимость пересмотра его целевых, содержательных, процессуальных и резу
Читать PDF
177.35 кб

Вопросы о гуманизации и гуманитаризации многоуровневого непрерывного профессионального образования

Грызлова Т. Л., Васильева Н. В.
Читать PDF
3.74 мб

Гуманитаризация образования как фактор успешного обучения и профессионального развития будущих специ

Спинжар Наталья Федоровна
В статье рассматривается зависимость эффективности реформ современного профессионального образования от уровня развития личности.