ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РАБОТАХ А.С. МАКАРЕНКО

Найдено 1 определение
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РАБОТАХ А.С. МАКАРЕНКО.
В работах А.С. Макаренко, гениальных по содержанию и масштабам предвидения, содержится опорная идея, принципиально раскрывающая гуманистическую обусловленность становления творческой личности молодого человека. Детский коллектив, отмечал он, «решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой-то будущей жизни, он не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет быть явлением общественной жизни, как и всякий другой коллектив» (Соч. Т.1. С.140).
С позиций социальной педагогики эта идея является сущностным выражением профессиональной гуманистической направленности воспитательного процесса. Ибо, во- первых, ориентирует на общий концептуальный подход к процессу воспитания, в котором главная цель – это развитие личности, а главная задача – гармонизация жизненных условий ее осуществления; во-вторых, обусловливает необходимость аналитического рассмотрения с этих позиций опыта (как современного, так и самого А.С. Макаренко); в-третьих, позволяет раскрывать перспективы освоения его педагогического наследия в конкретно-исторической их обусловленности, т.е. не догматически, а творчески.
Действенность этой концепции обеспечена многолетней работой по освоению наследия А.С. Макаренко в процессе трудовой и профессиональной подготовки молодежи.
В орбите внимания работников профтехобразования всегда были вопросы организации педагогического коллектива: воспитание учащихся на выпуске полезной для народного хозяйства продукции; предоставление учащимся возможностей для технического творчества; самообслуживание; традиции.
Примером научно-практической реализации гуманистической идеи трудового воспитания Макаренко является определение системы отношений участников педагогического процесса, прежде всего с целевой их направленностью на удовлетворение потребностей личностного развития учащихся. Уважение личности воспитанника, удовлетворение его потребности в общении плодотворно, если взаимоотношения в коллективе основаны навзаимном доверии, одобрении успехов, эмоционально окрашенном тоне обращения, заботе и взаимопомощи, заинтересованности в делах каждого, обращении за советом, а также многих других формах взаимоотношений, объединенных в современной науке и практике понятием «педагогика сотрудничества».
Общим научно-педагогическим результатом можно считать то, что гуманистическая идея А.С. Макаренко является смыслообразующим фактором построения всей воспитательной системы. Эта идея по своей сути является: 1) залогом обогащения и развития формирующейся личности потому, что предполагает самовыражение человека в деятельности (особенно в общественно значимой, трудовой и профессиональной, в том числе коллективной); 2) постоянно действующим стимулом педагогического творчества по выявлению условий, критериев развития личности в реальных конкретно-исторических условиях; 3) предполагает интеграцию педагогических сил и средств; 4) внесение организованности в процесс взаимодействия различных социально-воспитательных институтов. Наконец, эта идея как условие выполнения социального заказа прошла проверку многолетней жизненной практикой. Большие возможности для расширения и углубления всей этой работы имеются в самих трудах А.С. Макаренко.
Вот, например, мысли А.С. Макаренко о практическом гуманизме процесса воспитания. «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом» (Соч. Т. 5. С. 515). «Цели воспитательного процесса должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности. Они должны составлять основной фон педагогической работы, и без ощущения развернутой цели никакая воспитательная деятельность невозможна. Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека» (Соч. Т. 5. С. 106). «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности» (Соч. Т. 5. С. 118–119). «Я считаю, что воспитательное средство может быть выведено только из опыта (и проверено и утверждено положениями таких наук, как психология, биология и другие)» (Соч. Т. 5. С. 113). «... Организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперед по линиям своих наклонностей» (Соч. Т. 5. С. 467). «... Важно возбудить у ребят стремление на каждом месте, в каждом деле быть впереди. Важно доказать, что энергия, энтузиазм, разум, стремление к высокому качеству работы каждую специальность делают завидной» (Соч. Т. 5. С. 94–95). «Работа не должна быть... цепью скучных однообразных процедур... должна стоять почетная задача, захватывающая всех и своим значением в процессе развития учреждения, и своим техническим интересом, и прямой пользой в приобретении навыков отдельным воспитанником» (Соч. Т. 5. С. 77–78). «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Каждый воспитанный нами человек – это продукт нашего педагогического производства... Как и во всяком другом производстве, у нас возможен выпуск прекрасной продукции, только удовлетворительной, только терпимой, наконец, условного брака, полного брака. Успех нашей работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники, снабжения, качества материала.
Наш основной материал – дети – неизмеримо разнообразен,... и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен» (Соч. Т. 5. С. 465–466).«Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» (Соч. Т. 5. С. 91). «Опыт показал, что при нашей системе устанавливаются хорошие отношения между воспитателями и воспитанниками, получается свободная от насилия установка в положении старших товарищей, имеющих значение благодаря своему опыту, создается хорошее состояние детского и педагогического коллективов» (Соч. Т. 5. С. 329–330). «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов...» (Соч. Т. 5. С. 371). «Ни одного процента брака, ни одной загубленной жизни», – призывал он всех педагогов. И его работа, его забота о своих воспитанниках, их общая коллективная жизнь позволили ему на практике добиться раскрытия способностей каждой личности. Все его воспитанники « оказались достойными своего Учителя и своего коммунарского коллектива. Все стали глубоко порядочными гражданами своей страны, хорошими специалистами в самых различных отраслях хозяйства, создали семьи, жили интересной насыщенной жизнью. Многие стали военными. Многие погибли в боях за свою Родину.
Поскользнувшихся в жизни не оказалось. Это лучшее доказательство совершенства воспитательной системы А.С. Макаренко». Это слова бывшего воспитанника Антона Семеновича – Леонида Конисевича.
Сложные, противоречивые условия современной жизни, социальная незащищенность детей и подростков, их психическая уязвимость как никогда требуют гуманистического подхода к учащимся, созидательной, творческой педагогики сотрудничества, поисков лучших путей, форм и методов воспитания подрастающих поколений.
Лит.: Макаренко А.С. Соч. В 7-ми т. – М., 1958; Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.Д. Варнакова. – М., 1991; Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. – М., 1980; Конисевич Леонид. Нас воспитал Макаренко. – Челябинск, 1993; Творческая реализация гуманистических идей и опыта А.С. Макаренко в процессе профессиональной подготовки молодежи: материалы круглого стола, посвященного 105-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. – М., 1993.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.