ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гуго Сен-Викторский
Дидаскаликон", "Описание карты мира", "О грамматике") — ученый мистик. Видел в качестве дидактической цели - увязать смысл жизни человека и его природы со смыслом обучения вообще. Требуемые качества ученика - природные способности, усердие, благонравие.

Источник: История образования и педагогической мысли

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096-1141)
средневековый теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших философских и образовательных центров своего времени. Одной из гл. целей человеческой жизни считал познание, которое движется от внутреннего опыта человека к внешнему миру и постижению истины; выделил 3 его ступени: восприятие и размышление; рассуждение; созерцание. Построил программу обучения, включавшую теоретическое обоснование, изложение курса наук, методику преподавания, основы нравственного воспитания. Его гл. сочинение "Наставления в обучении чтению" (издано в 1939) оказало влияние на развитие образования в Западной Европе.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ
Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, Саксония, — 11.2.1141, Париж), ср.-век. теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших филос. и образоват. центров своего времени. Для взглядов Г. характерны соединение мистики и рационализма, поиски логич. обоснования веры. Одной из гл. целей человеческой жизни считал познание, к-рое движется от внутр. опыта человека к внеш. миру и постижению истины. Выделял 3 ступени познания: восприятие и размышление (cogitatio), рассуждение (meditatio), созерцание (соntemplatio). Считая просвещение условием восхождения от низших ступеней познания к высшим, построил программу обучения, включавшую теоретич. обоснование, изложение курса наук (теоретич., практич., механич., логических), методику преподавания, основы нравств. воспитания. Его гл. соч. «Didascalion de studio legendi» («Наставления в обучении чтению»), содержавшее конкретные советы учителю, оказало влияние на развитие образования в Зап. Европе. Подчеркивал, что содержание наук может быть хорошо усвоено только при правильных методах преподавания, учитывающих возраст, природные склонности и интересы учащихся, особенности излагаемого предмета. Рекомендовал начинать занятия с четко сформулированного и простого по форме объяснения учителя, постепенно переходить к более сложным вопросам, включать в урок эмоциональные моменты. Придавая особое значение теоретич. наукам, не исключал необходимости усвоения практич. знаний. Считал, что обучение должно носить последовательный, систематич. характер, развивать логич. мышление и интуицию учащихся. Успех обучения зависит не только от учителя, но и от наличия у учащихся способности к восприятию и сосредоточению, дисциплины, к-рые необходимо в них воспитывать. Полагал, что без памяти нет понимания, и разработал методику ее тренировки у детей, указав на особое значение изучения истории в этом процессе.
Соч.: Didascalion de studio legendi, Wash., 1939.
Литеоколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Haureau J. В., Les oeuvres de Hugues de St. Victor, P., 1886; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957; Bowen J. Л., A history of Western education, v. 2, L., 1975. В. И. Уколова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия