ГРУППОВАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА

Найдено 1 определение
ГРУППОВАЯ ФОРМА НАСТАВНИЧЕСТВА
При Г.ф.н. молодой рабочий выполняет работу, результаты которой известны не только наставнику группы, но и всем ее членам, они реагируют на действия и поступки каждого, задают вопросы, высказывают замечания, мнения, оценки и др. Все это приводит в процессе работы к активному взаимодействию молодого рабочего с членами группы. Еще А.С. Макаренко указывал, что богатство личности заключается в богатстве связей.
При комплектовании групп исходят из того, смогут ли ее члены работать вместе. Ведь виды трудовой деятельности требуют совместимости по разным индивидуально- психологическим качествам: одни – по физическим, другие – по психологическим, третьи – по эмоционально-волевым, четвертые – по социально-психологическим. Чем разнообразнее работа, тем больше должна быть психологическая совместимость.
Задача наставника заключается в том, чтобы определить, когда следует проводить индивидуальную работу, а когда включать молодого рабочего в различные виды коллективного труда. Специфический признак Г.ф.н. – наставник является руководителем группы молодых рабочих.
Одна из особенностей Г.ф.н. заключается в организации воспитательной работы в двух направлениях:
когда деятельность молодого рабочего автономна, индивидуальна, практически не зависит от остальных членов бригады, не оказывает на них существенного влияния;
когда деятельность молодого рабочего не только влияет на успехи других членов бригады, но и зависит от них.
Во втором случае:
усиливается общность и взаимосвязь молодого рабочего и группы; проявляется умение встать на место другого члена группы;
возрастает наблюдательность молодого рабочего как в количественном, так и в качественном отношении;
возрастают критические замечания членов группы о деятельности отдельных ее членов, так как каждый из них находится под контролем, а это позволяет им вовремя исправить ошибки;обогащается личность молодого рабочего, совершенствуется благодаря разнообразию информации;
повышается активность действий, работоспособность.
Важными условиями Г.ф.н. являются: место коллектива в выполнении производственного плана; отношения с другими трудовыми коллективами данного предприятия; отношения кадровых рабочих между собой; отношения наставника с молодыми рабочими; отношения администрации к трудовому коллективу и отдельным его членам; возможности проявления в трудовом коллективе творчества, индивидуальных способностей и своих возможностей; развитость коллективного самоконтроля в трудовом процессе; отношения к целям и задачам коллектива; интерес трудового коллектива к воспитательной работе наставника; специфические условия работы предприятия; уровень воспитательной деятельности трудового коллектива, в котором работают молодые рабочие; уровень воспитательной деятельности производственного коллектива предприятия в целом; структура личности как объекта педагогического воздействия, ее направленности, образа мыслей и привычек; структура личности наставника, его профессиональной и педагогической подготовленности, стратегии и тактики его воспитательных воздействий.
Недостатком Г.ф.н. является то, что молодые рабочие привыкают работать в одинаковом темпе. Ведь взаимосвязь и взаимозависимость – невелики, выполнение заданий рассчитано на среднего молодого рабочего, много времени тратится на такие виды деятельности, которые не способствуют быстрому овладению производственным опытом.
Лит.: Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М., 1985; Тищенко В.И. Наставничество в учебно-воспитательном процессе средних профтехучилищ. – М., 1978.
А.С. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.