Понятие «Г.» введено Ж. Пиаже в психологию в 1937 г. С формальной точки зрения Г. – это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое. Г. представляет собой некоторую структуру, которая содержится в психолого-педагогической и социальной зависимости, оказываясь связующим звеном, которое обеспечивает единство объекта и субъекта, субъекта- индивида и общества.
На производстве одинаковые узлы и детали используются в различных отраслях народного хозяйства, на автоматизированных предприятиях средства автоматизации имеют много общего между собой и создаются на одинаковых принципах, имеют общие конструктивные, технологические и экономические основы. Принципы действия автоматического оборудования, электронно-вычислительной техники во всех отраслях также имеют общие научно-технические основы. Общность научно-технических основ производства ведет к интеграции труда и профессий, к более частой смене функций рабочих, к изменению содержания и характера их труда.
Г. объединенных профессий проводится на основе общности содержания труда рабочих. Например, наладчики ряда отраслей промышленности имеют научно-техническую общность: сходные по конструкции станки, родственные кинематические схемы, использованиеодних и тех же контрольно-измерительных инструментов, организационно-технической оснастки рабочего места, сходство условий безо-пасности труда и др.
Имеется общность и в овладении навыками и умениями при наладке станков, выборе режимов резания, измерении обрабатываемых деталей, организации рабочего места, чтении чертежей, пользовании технологическими картами и др.
В рассматриваемых профессиях имеется общность и психологических особенностей деятельности, заключающейся в общих компонентах технического мышления: планирование работы, диагностирование неисправностей, наблюдательности, умение оперировать пространственными образами.
Труд рабочих разных профессий становится однородным в различных отраслях народного хозяйства. Это значит, что общность содержания деятельности рабочего по планированию, подготовке работ, контролю и т.д. предъявляет однородные требования к подготовке рабочих и позволяет организовать их обучение по группам родственных профессий.
Группированием в родственные профессиональные группы профессий, близких по содержанию труда, можно значительно сократить число их наименований, при этом не утратить качественной характеристики. Важным этапом группировки профессий является их объединение на основе общего содержания по предметам общетехнического цикла. В группы объединяются профессии рабочих, подготовка которых требует изучения одних и тех же общетехнических предметов, каждый из этих предметов представлен одинаковым количеством часов, тематический план учебной программы также имеет общее содержание.
Объем знаний по общеобразовательным предметам и темам общетехнических предметов для всех специальностей данной группы одинаков. В учебно-программной документации выделяется учебный материал по теоретическому и производственному обучению, подлежащий изучению обучающимися всех профессий, входящих в одну группу.
Общетехнические предметы определяют наиболее крупные группы профессий. Это базисный модуль обучения. Специальные предметы и производственное обучение служат основой для объединения профессий внутри группы в более мелкие группы.
Взяв за основу Г. такой подход, можно из 5,5 тыс. профессий, функционирующих в народном хозяйстве, составить несколько десятков профессиональных групп, на которые и разрабатывается учебно-программная документация.
За основу берется стержневая профессия (при условии, если она является перспективной, т.е. дает широкий круг знаний и умений, предусматривает дальнейший рост квалификации). Для установления степени общности, родства со стержневой профессией выявляются ее наиболее типичные признаки на основе принципов общности. К ним относятся: сходство используемых в работе орудий труда и основных материалов; содержания выполняемой работы; знаний и умений, относящихся к данной профессии; технической документации; уровня и характера творческого труда; технологических функций; трудовых процессов.
Г. профессий не затрагивает названия и содержания профессий, принятых Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Какой бы труд ни взять, в нем найдутся такие навыки и умения, которые характеризуются общностью для определенного вида работ. Эти общетрудовые навыки и умения применяются в любой профессиональной деятельности. Анализируя трудовые приемы, например, при слесарной операции (рубка металлов) и столярной (дробление древесины), можно найти здесь очень много общего. Анализ резанья металлов и пиления древесины также показывает много общего в конструкции трудовых приемов и движений, в конструкции орудий труда, в характере технологических методов обработки и в предъявляемых требованиях к точности обработки. При обучении учащихся сравнивают эти операции и находят в них общее. При таком подходе они более прочно и осмысленно осваивают первоначальные навыки и умения. Именно общность трудовых приемов позволяет переносить навыки и умения из одного вида трудовой деятельности в другой.Г. профессий осуществляется как в отраслевом разрезе для технологических профессий, так и в межотраслевом – для профессий, повторяющихся в различных отраслях народного хозяйства и производства, например, электромонтеры, электромонтажники, электрослесари, слесари-монтажники, слесари по ремонту производственного оборудования, радиотехники, машинисты землеройных машин и т.д.
Учебная документация, разработанная на группы профессий, несколько расширяет, по сравнению с требованиями ЕТКС, профиль подготавливаемых рабочих, что способствует более быстрому усвоению смежных профессий на производстве и лучшему их использованию. Обучающиеся приобретают потенциальную возможность работать по остальным специальностям, включенным в данную группу. Они заранее подготовлены к тем изменениям в технике и организации производства, которые неизбежны в ходе технического прогресса.
Главное в Г. профессий – определение, каким должно быть содержание обучения в ПУ, что нового вносит в профессиональную подготовку научно-технический прогресс, с одной стороны, и среднее образование – с другой, как наиболее целесообразно использовать среднюю общую политехническую подготовку для повышения уровня квалификации.
Таким образом, процесс группировки профессий предполагает:
изучение состава рабочих профессий с целью распределения их по типу трудовых процессов (ручные, машинно-ручные, машинные, автоматизированные, аппаратурные), т.е. с учетом производственных факторов;
изучение выделенных групп с целью распределения входящих в них профессий по видам укрупненных трудовых функций: сходство принципов действия оборудования, применяемых инструментов, технологии производства, видов обрабатываемого материала;
изучение выделенных групп для выявления научно-технической общности профессий и их отбора для включения в учебные группы;
дидактический анализ сгруппированных для включения профессий (сходство знаний, навыков, умений) для выполнения возможностей совместного обучения в рамках учебных групп профессий;
формирование учебных групп профессий по отраслям.
Г. рабочих профессий является объективной тенденцией подготовки рабочих широкого профиля и высокой квалификации и совершенствования номенклатуры профессий.
Лит.: Батышев С.Я.Производственная педагогика. – М., 1984; Проблемы дидактики производственного обучения. Сборник научных статей ВНИИ профтехобразования. – М., 1978.
С.Я. Батышев