ГРУППА социальная

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность двух или более человек, которые солидаризируются друг с другом и имеют отличительную модель взаимоотношений.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Социальная группа
совокупность взаимосвязанных людей, имеющая системный и функциональный характер, занимающая некоторое место в системе социального целого или его подсистеме.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. Различают большие социальные группы — общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы — семья, школьный класс, производственная бригада; средние группы — производственные объединения работников одного предприятия и территориальные общности (жители одной деревни).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Группа социальная
относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Различаются группы официально организованные, формальные (например, спортивная команда, производственная бригада и т.п.) и неформальные, которые объединяют лишь собственные устремления их членов (например, группа поклонников какого-либо музыкального жанра и т.п.). По количеству членов выделяются большие и малые группы. Преимущественное внимание педагогики уделяется малой (первичной) группе, которая является ближайшей средой формирования личности, влияющей на мотивацию, производительность и социальною активность человека, его психологическое состояние и здоровье. Ее количественный состав от 2–3 до 30–40 человек. Для большинства малых групп характерно наличие постоянной общей цели, характер которой, а также средства и условия ее достижения определяют разделение ролей между членами группы в соответствии с их склонностями. На основе совместного достижения цели между членами груп- пы возникают эмоциональные отношения, которые со временем приобретают относительно независимый от содержания совместной деятельности характер и оказывают сильное на нее влияние в целом и на жизнь каждого. Среди особенностей малой группы можно назвать: прямое межличностное взаимодействие (контакт) и взаимовлияние, общность целей и деятельности, чувств и эмоций, мотивов и установок, интересов и нравов, обычаев и привычек. Для малой группы характерно четкое распределение ролей и функций между ее членами, а также определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая общность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которые отличают Г. с. от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Г. с., как правило, имеет свои цели, символы, лозунги. Принадлежность к одной из Г. с. связана обычно с реализацией лишь некоторых потребностей индивида; только определенная часть его жизненной активности проявляется в рамках деятельности одной Г. с. Каждый человек входит в состав нескольких Г. с., и их число примерно соответствует объему его жизнедеятельности, широте и разнообразию его интересов и потребностей. Г. с. различаются по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и т. п. По общественному статусу Г. с. могут быть формальными (официальными) и неформальными (объединения по интересам). Для каждого человека существует так называемая референтная (эталонная) группа – реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная группа представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной группы отвечали нормам общественной морали. Социально значимая деятельность превращает Г. с. в коллектив; однако не каждая Г. с. в своем развитии достигает уровня коллектива (Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: пер. с англ. – М.: ИНФРА М., 2000; ЗЗлобіна О. Г. Тихонович В. О. Особистість сьогодні: адаптація до суспільної нестабільності. – К.: Ін-т соціології НАН України, 1997; Лукашевич Н. П., Солодков В. Т. Социология образования. – К.: МАУП, 1997; Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М., 1994; Якуба О. А. Соцгологгя. – Х., 1999). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ГРУППА социальная
относительно устойчивая общность людейсвязанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Г., как правило, имеет свои цели, символы, лозунги. Принадлежность к одной Г. связана обычно с реализацией лишь некоторых потребностей индивида; только определенная часть его жизненной активности проявляется в рамках деятельности одной социальной Г. Каждый человек входит в состав нескольких групп, и их число примерно соответствует объему его жизнедеятельности, широте и разнообразию его интересов и потребностей. Понять развитие психологии индивида как личности можно только в свете анализа истории его участия в различных, значимых для него Г. Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду других признаков. По количеству членов выделяют большие и малые Г. Преимущественное внимание в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., которая является ближайшей средой формирования личности. По общественному статусу Г. могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). Для каждого человека существует т.н. референтная (эталонная) Г. - реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной Г. отвечали нормам общественной морали. Гл. фактор, объединяющий Г., - совместная деятельность. Социально значимая деятельность превращает Г. в коллектив. Однако понятие "коллектив" часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает требованиям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своем развитии достигает уровня коллектива.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая обширная совокупность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных собственно социальных, т.е. связанных прежде всего с жизнью общества, признаков, в соответствии с существующей в данном обществе системой общественных отношений: экономических, правовых, политических, культурных, религиозных. Г.с. включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, различные по уровню образования, типу местожительства (город, село и т.д.), степени участия в политической жизни общества (члены различных партий, общественных организаций).
Помимо трактовки понятия Г.с. в широком смысле имеет место понятие Г.с. в узком смысле – как общности людей на основе их социального положения, места и функций в социально-экономической структуре общества, их интересов и ценностных ориентаций ( начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами).
По масштабу и охвату членов Г.с. различают большие, средние и малые Г.с. Большие Г.с. – это совокупности людей, существующие в масштабах общества, страны в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.п. Принадлежность индивидов к большой Г.с. определяется на основе ряда объективных признаков. Лица, относящиеся к большой Г.с., могут не иметь непосредственных контактов и даже не осознавать своей принадлежности к ней. Различают две стадии развития больших групп: спонтанную (при отсутствии связей между ее членами) и организованную (когда многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации для защиты интересов своей группы).
К средним Г.с. относят производственные объединения работников одного предприятия и территориальные общности; при этом территориальные общности являются спонтанными, а производственные объединения – организованными, поскольку создаются для достижения определенной цели и регулируют свой состав и отношения посредством иерархической структуры власти, формализованных коммуникаций.
К малым Г.с. относится все многообразие малых групп, объединяющих сравнительно небольшое число индивидов, непосредственно контактирующих между собой (см. Группа малая).
Лит.: см. Группа.
И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ГРУППА социальная
относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, к-рые отличают Г. от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря к-рым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
Традиционно выделяют след, признаки Г.: осознание участниками своей принадлежности к Г.; установление определенных отношений между ними; внутр. организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. п.; действие т. н. группового давления, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в Г. ожиданиями; наличие изменений во взглядах и поведении отд. участников, обусловленных их принадлежностью к данной Г.
Г. различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду др. оснований. Г. бывают условными (напр., уч-ся 5-х кл. Киева) и реальными (уч-ся 5-го кл. «А» школы № 4). Реальные Г. делятся на устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Различаются Г. официально организованные, формальные (напр., спорт, команда, производств. бригада и т. п.) и неформальные, к-рые объединяют лишь собств. устремления их членов (напр., Г. поклонников к.-л. муз. жанра и т. п.). По кол-ву членов выделяются большие и малые Г. Преимуществ, внимание в социально-психол. и психолого-пед. исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., к-рая является ближайшей средой формирования личности, влияющей на мотивацию, производительность и социальную активность человека, его психол. состояние и здоровье. Ее количеств, состав — от 2—3 до 30—40 чел. Для большинства малых Г. характерно наличие постоянной общей цели, характер к-рой, а также средства и условия ее достижения определяют разделение ролей между членами Г. в соответствии с их склонностями. Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации Г. под эгидой лидера (см. Лидерство) либо официально санкционированного руководства. На основе совместного достижения цели между членами Г. возникают эмоциональные отношения, к-рые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность Г. в целом и на жизнь каждого ее члена. Каждый член Г. занимает в зей определенное место, у него складываются взаимоотношения с окружающими, к-рые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Когда ученика принимают в Г., когда он чувствует симпатию со стороны одноклассников и сам им симпатизирует, у него возникает чувство единства с Г., к-рое в свою очередь создает уверенность в себе, «защищенность» (А. С. Макаренко). Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнутости от Г. может служить источником осложнений в развитии личности.
Для каждого человека существует т. н. референтная (эталонная) Г. — реальная или воображаемая общность на нормы, ценности и мнения к-рой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной для подростка Г. отвечали нормам обществ. нравственности и морали.
Процесс образования, функционирования и развития Г. имеет внутренне противоречивый характер, обусловленный взаимодействием двух тенденций групповой жизнедеятельности — интеграции и дифференциации. Первая направлена на противодействие внеш. и внутр. столкновениям, угрожающим сохранности Г., и обеспечивает стабильность Г., вторая — на специализацию взаимосвязей членов Г., основанную на различии их ролей. Сосуществование названных тенденций определяет неравномерный, «пульсирующий» характер процесса развития Г., предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как после-доват. восхождения Г. на более высокий уровень развития (от спонтанного объединения к коллективу), так и обратного движения (распад коллектива).
Гл. фактор, объединяющий Г., — совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим Г. в коллектив. Понятие «коллектив» часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает критериям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своем развитии достигает уровня коллектива.
В отеч. возрастной психологии развитие личности традиционно связывается с определяющим влиянием сменяющих друг друга видов ведущей деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтъев). В исследованиях 60—70-х гг. (Д. Б. Эль-конин, М. И. Лисина и др.) подчеркнуто значение соответствующего изменения видов и содержания общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Возрастная поэтапная смена ведущих деятельностей и характера общения происходит как переход развивающейся личности в новую социальную микросреду, к-рая всякий раз представляет собой новую Г. На каждом возрастном этапе человек оказывается в Г., новой не только по составу и размерам, но и по характеру, содержанию и динамике взаимоотношений, опосредованных ведущей деятельностью и возрастом членов Г. В этой связи особую важность приобретает проблема адаптации к новым социальным условиям, усвоения групповых требований и норм.
Для пед. практики существ, значение имеет изучение особенностей внутр. развития Г. до уровня коллектива (А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Я. Л. Коломинский). В возрастном аспекте ведущим фактором развития коллектива является смена содержания и форм ведущей деятельности и общения его членов. Особенно четко эта закономерность выступает на ранних стадиях онтогенеза. Так, спец. анализ межличностного взаимодействия в процессе творческой игры дошкольников показал, что внутри ведущей деятельности возникает зона ближайшего развития не только для личности, но и для дет. Г. на пути ее формирования как коллектива.
Лит.: Коломинский Я. ЛПсихология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности), Минск, 1976; Д с с с в ЛПсихология малых групп, пер. с болг., М., 1979; Уманский Л. И., Психология организаторской деятельности школьников, М., 1980; Межличностное восприятие в группе, М., 1981; К P о и и к А. А., Межличностное оценивание в малых группах, К., 1982; Петровский А. В., Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982; Агеев В. С., Психология межгрупповых отношений, М., 1983; Донцов А. И., Психология коллектива, М., 1984; H o m a n s G. С., The human group, N. Y. — Burlin-game, [1950]; B an у M., Johnson L., Classroom group behavior, N. Y. — L., 1966; Group dynamics, ed. by D. Cartwright, A. Zander, N. Y. a. o.], 1968"; Anzieu D., Martin J.-Y., La dynamique des groupes restreints, Р.; Douglas T., Groups, L.-N. Y., 1983.
А. И. Донцов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
218.83 кб

Категоризация социальных групп

Агадуллина Елена Рафиковна
Статья посвящена рассмотрению вопроса категоризации социальных групп. Ключевой вопрос данной статьи заключается в том, существуют ли различия между категоризацией одного человека и группы людей.
Читать PDF
90.77 кб

Социальный капитал малых групп

Сажина Варвара Андреевна
Социальный капитал ресурс функционирования и развития малых групп и всего общества в целом. В условиях малых групп социальный капитал трансформируется из частного блага в общественное и наоборот.
Читать PDF
480.43 кб

Социальная оценка стигматизируемых групп

Гарифуллина Виктория Наильевна, Ениколопов Сергей Николаевич
Проанализированы характеристики, которыми наделяются различные стигматизируемые группы, а также их взаимное расположение в семантическом пространстве.
Читать PDF
151.83 кб

Экипаж воздушного судна как социальная группа

Шурдукова Татьяна Игоревна
Рассматриваются понятия «экипаж» и «группа», сходства и отличия.
Читать PDF
160.50 кб

Социальная эксклюзия геронтологической группы

Бексаева Нина Александровна
Анализируется ситуация тотального ослабления социальной интеграции представителей третьего возраста, причины и последствия социальной эксклюзии геронтологической группы, факторы рисков.
Читать PDF
101.87 кб

Туберкулёз в основных социальных группах риска

Астафьев Виктор Александрович, Савилов Евгений Дмитриевич, Жданова Светлана Николаевна, Огарков Олег Борисович, Зарбуев Антон Найданович, Кичигина Елена Леонидовна
Статья посвящена актуальной проблеме эпидемиологии туберкулеза - выявлению групп риска. Дана характеристика эпидемиологической ситуации по туберкулезу в республике Бурятия за 2004-2012 гг.
Читать PDF
113.76 кб

Определение групп субъектов социального туризма

Каранатова Лариса Геннадиевна, Евсюков Александр Валерьевич
Статья посвящена анализу понятия «социальный туризм». В работе раскрывается значимость социального туризма как механизма, обеспечивающего возможность сделать путешествия и отдых доступными для всех слоев населения.
Читать PDF
679.35 кб

Групповой субъект в зеркале социальной перцепции

Гайдар Карина Марленовна
Обсуждается актуальная проблема психологии группового субъекта его восприятие другими субъектами (индивидами и группами) и самовосприятие.
Читать PDF
447.29 кб

Социальная дезадаптация подростков «Группы риска»

Овчинникова Г. А.
Статья о подростках «группы риска», их жизни и адаптации к ней, преодоление трудностей, возникающих у подростков в стрессовых ситуациях. Рассматриваются психолого-педагогические условия коррекции дезадаптации подростков
Читать PDF
1.07 мб

Социальная работа с различными группами наркоманов

Кильсенбаев Э.Р.
В статье представлены основные методы и технологии медико-социальной работы с различными группами наркоманов
Читать PDF
171.78 кб

Элементный статус студентов разных социальных групп

Нотова С.В., Ларюшина Инара Эксендеровна, Кияева Е.В., Цыпин А.П., Ермакова Н.В.
Выполнено исследование некоторых особенностей элементного состава волос юношей-студентов разных социальных групп (студенты из полных семей и студенты-сироты).
Читать PDF
885.25 кб

Доходы социальных групп и слоев: уровень и динамика

Заславская Т. И.
Читать PDF
171.08 кб

Структура группового процесса социальной интеракции

Ставропольский Ю. В.
Рассматривается диалектическая социологическая концепция немецкого социолога Георга Зиммеля, которая представляет собой преодоление господствовавших органицистских и идеалистических направлений.
Читать PDF
252.72 кб

Социальные эмоции в сплоченности малых рабочих групп

Чурбакова А.И.
В статье представлены результаты исследования влияния эмоциональной регуляции профессионала на сплоченность рабочей группы.
Читать PDF
267.43 кб

Социальные группы различных этапов развития личности

Степанов С.С.
Освещается новый подход к определению социальных групп, связанных с периодизацией этапов развития личности на основе системы ценностей. Выделяются этапы ребенка, подростка, приспособленца и зрелой личности.

Похожие термины:

  • Групповая социальная работа

    метод социально - педагогической деятельности) способ социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами или общими проблемами регулярно включается в деятельность для дос
  • НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ (ГРУППОВАЯ)

    объективно сложившиеся или принятые и установленные в данной социальной группе требования, стандарты поведения, общения, предъявляемые к индивиду (ребенку, подростку, взрослому), соблюдение кото