ГРУППА социальная
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность двух или более человек, которые солидаризируются друг с другом и имеют отличительную модель взаимоотношений.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Социальная группа
совокупность взаимосвязанных людей, имеющая системный и функциональный характер, занимающая некоторое место в системе социального целого или его подсистеме.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. Различают большие социальные группы — общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы — семья, школьный класс, производственная бригада; средние группы — производственные объединения работников одного предприятия и территориальные общности (жители одной деревни).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Группа социальная
относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Различаются группы официально организованные, формальные (например, спортивная команда, производственная бригада и т.п.) и неформальные, которые объединяют лишь собственные устремления их членов (например, группа поклонников какого-либо музыкального жанра и т.п.). По количеству членов выделяются большие и малые группы. Преимущественное внимание педагогики уделяется малой (первичной) группе, которая является ближайшей средой формирования личности, влияющей на мотивацию, производительность и социальною активность человека, его психологическое состояние и здоровье. Ее количественный состав от 2–3 до 30–40 человек. Для большинства малых групп характерно наличие постоянной общей цели, характер которой, а также средства и условия ее достижения определяют разделение ролей между членами группы в соответствии с их склонностями. На основе совместного достижения цели между членами груп- пы возникают эмоциональные отношения, которые со временем приобретают относительно независимый от содержания совместной деятельности характер и оказывают сильное на нее влияние в целом и на жизнь каждого. Среди особенностей малой группы можно назвать: прямое межличностное взаимодействие (контакт) и взаимовлияние, общность целей и деятельности, чувств и эмоций, мотивов и установок, интересов и нравов, обычаев и привычек. Для малой группы характерно четкое распределение ролей и функций между ее членами, а также определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая общность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из основных признаков, которые отличают Г. с. от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Г. с., как правило, имеет свои цели, символы, лозунги. Принадлежность к одной из Г. с. связана обычно с реализацией лишь некоторых потребностей индивида; только определенная часть его жизненной активности проявляется в рамках деятельности одной Г. с. Каждый человек входит в состав нескольких Г. с., и их число примерно соответствует объему его жизнедеятельности, широте и разнообразию его интересов и потребностей. Г. с. различаются по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и т. п. По общественному статусу Г. с. могут быть формальными (официальными) и неформальными (объединения по интересам). Для каждого человека существует так называемая референтная (эталонная) группа – реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная группа представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной группы отвечали нормам общественной морали. Социально значимая деятельность превращает Г. с. в коллектив; однако не каждая Г. с. в своем развитии достигает уровня коллектива (Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донелли Д. Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: пер. с англ. – М.: ИНФРА М., 2000; ЗЗлобіна О. Г. Тихонович В. О. Особистість сьогодні: адаптація до суспільної нестабільності. – К.: Ін-т соціології НАН України, 1997; Лукашевич Н. П., Солодков В. Т. Социология образования. – К.: МАУП, 1997; Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М., 1994; Якуба О. А. Соцгологгя. – Х., 1999). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
ГРУППА социальная
относительно устойчивая общность людейсвязанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Г., как правило, имеет свои цели, символы, лозунги. Принадлежность к одной Г. связана обычно с реализацией лишь некоторых потребностей индивида; только определенная часть его жизненной активности проявляется в рамках деятельности одной социальной Г. Каждый человек входит в состав нескольких групп, и их число примерно соответствует объему его жизнедеятельности, широте и разнообразию его интересов и потребностей. Понять развитие психологии индивида как личности можно только в свете анализа истории его участия в различных, значимых для него Г. Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду других признаков. По количеству членов выделяют большие и малые Г. Преимущественное внимание в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., которая является ближайшей средой формирования личности. По общественному статусу Г. могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). Для каждого человека существует т.н. референтная (эталонная) Г. - реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной Г. отвечали нормам общественной морали. Гл. фактор, объединяющий Г., - совместная деятельность. Социально значимая деятельность превращает Г. в коллектив. Однако понятие "коллектив" часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает требованиям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своем развитии достигает уровня коллектива.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
относительно устойчивая обширная совокупность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных собственно социальных, т.е. связанных прежде всего с жизнью общества, признаков, в соответствии с существующей в данном обществе системой общественных отношений: экономических, правовых, политических, культурных, религиозных. Г.с. включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, различные по уровню образования, типу местожительства (город, село и т.д.), степени участия в политической жизни общества (члены различных партий, общественных организаций).
Помимо трактовки понятия Г.с. в широком смысле имеет место понятие Г.с. в узком смысле – как общности людей на основе их социального положения, места и функций в социально-экономической структуре общества, их интересов и ценностных ориентаций ( начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами).
По масштабу и охвату членов Г.с. различают большие, средние и малые Г.с. Большие Г.с. – это совокупности людей, существующие в масштабах общества, страны в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.п. Принадлежность индивидов к большой Г.с. определяется на основе ряда объективных признаков. Лица, относящиеся к большой Г.с., могут не иметь непосредственных контактов и даже не осознавать своей принадлежности к ней. Различают две стадии развития больших групп: спонтанную (при отсутствии связей между ее членами) и организованную (когда многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации для защиты интересов своей группы).
К средним Г.с. относят производственные объединения работников одного предприятия и территориальные общности; при этом территориальные общности являются спонтанными, а производственные объединения – организованными, поскольку создаются для достижения определенной цели и регулируют свой состав и отношения посредством иерархической структуры власти, формализованных коммуникаций.
К малым Г.с. относится все многообразие малых групп, объединяющих сравнительно небольшое число индивидов, непосредственно контактирующих между собой (см. Группа малая).
Лит.: см. Группа.
И.И. Зарецкая
Помимо трактовки понятия Г.с. в широком смысле имеет место понятие Г.с. в узком смысле – как общности людей на основе их социального положения, места и функций в социально-экономической структуре общества, их интересов и ценностных ориентаций ( начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами).
По масштабу и охвату членов Г.с. различают большие, средние и малые Г.с. Большие Г.с. – это совокупности людей, существующие в масштабах общества, страны в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т.п. Принадлежность индивидов к большой Г.с. определяется на основе ряда объективных признаков. Лица, относящиеся к большой Г.с., могут не иметь непосредственных контактов и даже не осознавать своей принадлежности к ней. Различают две стадии развития больших групп: спонтанную (при отсутствии связей между ее членами) и организованную (когда многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и сплачиваются в организации для защиты интересов своей группы).
К средним Г.с. относят производственные объединения работников одного предприятия и территориальные общности; при этом территориальные общности являются спонтанными, а производственные объединения – организованными, поскольку создаются для достижения определенной цели и регулируют свой состав и отношения посредством иерархической структуры власти, формализованных коммуникаций.
К малым Г.с. относится все многообразие малых групп, объединяющих сравнительно небольшое число индивидов, непосредственно контактирующих между собой (см. Группа малая).
Лит.: см. Группа.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ГРУППА социальная
относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, к-рые отличают Г. от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря к-рым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
Традиционно выделяют след, признаки Г.: осознание участниками своей принадлежности к Г.; установление определенных отношений между ними; внутр. организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. п.; действие т. н. группового давления, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в Г. ожиданиями; наличие изменений во взглядах и поведении отд. участников, обусловленных их принадлежностью к данной Г.
Г. различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду др. оснований. Г. бывают условными (напр., уч-ся 5-х кл. Киева) и реальными (уч-ся 5-го кл. «А» школы № 4). Реальные Г. делятся на устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Различаются Г. официально организованные, формальные (напр., спорт, команда, производств. бригада и т. п.) и неформальные, к-рые объединяют лишь собств. устремления их членов (напр., Г. поклонников к.-л. муз. жанра и т. п.). По кол-ву членов выделяются большие и малые Г. Преимуществ, внимание в социально-психол. и психолого-пед. исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., к-рая является ближайшей средой формирования личности, влияющей на мотивацию, производительность и социальную активность человека, его психол. состояние и здоровье. Ее количеств, состав — от 2—3 до 30—40 чел. Для большинства малых Г. характерно наличие постоянной общей цели, характер к-рой, а также средства и условия ее достижения определяют разделение ролей между членами Г. в соответствии с их склонностями. Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации Г. под эгидой лидера (см. Лидерство) либо официально санкционированного руководства. На основе совместного достижения цели между членами Г. возникают эмоциональные отношения, к-рые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность Г. в целом и на жизнь каждого ее члена. Каждый член Г. занимает в зей определенное место, у него складываются взаимоотношения с окружающими, к-рые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Когда ученика принимают в Г., когда он чувствует симпатию со стороны одноклассников и сам им симпатизирует, у него возникает чувство единства с Г., к-рое в свою очередь создает уверенность в себе, «защищенность» (А. С. Макаренко). Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнутости от Г. может служить источником осложнений в развитии личности.
Для каждого человека существует т. н. референтная (эталонная) Г. — реальная или воображаемая общность на нормы, ценности и мнения к-рой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной для подростка Г. отвечали нормам обществ. нравственности и морали.
Процесс образования, функционирования и развития Г. имеет внутренне противоречивый характер, обусловленный взаимодействием двух тенденций групповой жизнедеятельности — интеграции и дифференциации. Первая направлена на противодействие внеш. и внутр. столкновениям, угрожающим сохранности Г., и обеспечивает стабильность Г., вторая — на специализацию взаимосвязей членов Г., основанную на различии их ролей. Сосуществование названных тенденций определяет неравномерный, «пульсирующий» характер процесса развития Г., предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как после-доват. восхождения Г. на более высокий уровень развития (от спонтанного объединения к коллективу), так и обратного движения (распад коллектива).
Гл. фактор, объединяющий Г., — совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим Г. в коллектив. Понятие «коллектив» часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает критериям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своем развитии достигает уровня коллектива.
В отеч. возрастной психологии развитие личности традиционно связывается с определяющим влиянием сменяющих друг друга видов ведущей деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтъев). В исследованиях 60—70-х гг. (Д. Б. Эль-конин, М. И. Лисина и др.) подчеркнуто значение соответствующего изменения видов и содержания общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Возрастная поэтапная смена ведущих деятельностей и характера общения происходит как переход развивающейся личности в новую социальную микросреду, к-рая всякий раз представляет собой новую Г. На каждом возрастном этапе человек оказывается в Г., новой не только по составу и размерам, но и по характеру, содержанию и динамике взаимоотношений, опосредованных ведущей деятельностью и возрастом членов Г. В этой связи особую важность приобретает проблема адаптации к новым социальным условиям, усвоения групповых требований и норм.
Для пед. практики существ, значение имеет изучение особенностей внутр. развития Г. до уровня коллектива (А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Я. Л. Коломинский). В возрастном аспекте ведущим фактором развития коллектива является смена содержания и форм ведущей деятельности и общения его членов. Особенно четко эта закономерность выступает на ранних стадиях онтогенеза. Так, спец. анализ межличностного взаимодействия в процессе творческой игры дошкольников показал, что внутри ведущей деятельности возникает зона ближайшего развития не только для личности, но и для дет. Г. на пути ее формирования как коллектива.
Лит.: Коломинский Я. ЛПсихология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности), Минск, 1976; Д с с с в ЛПсихология малых групп, пер. с болг., М., 1979; Уманский Л. И., Психология организаторской деятельности школьников, М., 1980; Межличностное восприятие в группе, М., 1981; К P о и и к А. А., Межличностное оценивание в малых группах, К., 1982; Петровский А. В., Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982; Агеев В. С., Психология межгрупповых отношений, М., 1983; Донцов А. И., Психология коллектива, М., 1984; H o m a n s G. С., The human group, N. Y. — Burlin-game, [1950]; B an у M., Johnson L., Classroom group behavior, N. Y. — L., 1966; Group dynamics, ed. by D. Cartwright, A. Zander, N. Y. a. o.], 1968"; Anzieu D., Martin J.-Y., La dynamique des groupes restreints, Р.; Douglas T., Groups, L.-N. Y., 1983.
А. И. Донцов.
Традиционно выделяют след, признаки Г.: осознание участниками своей принадлежности к Г.; установление определенных отношений между ними; внутр. организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. п.; действие т. н. группового давления, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в Г. ожиданиями; наличие изменений во взглядах и поведении отд. участников, обусловленных их принадлежностью к данной Г.
Г. различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду др. оснований. Г. бывают условными (напр., уч-ся 5-х кл. Киева) и реальными (уч-ся 5-го кл. «А» школы № 4). Реальные Г. делятся на устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Различаются Г. официально организованные, формальные (напр., спорт, команда, производств. бригада и т. п.) и неформальные, к-рые объединяют лишь собств. устремления их членов (напр., Г. поклонников к.-л. муз. жанра и т. п.). По кол-ву членов выделяются большие и малые Г. Преимуществ, внимание в социально-психол. и психолого-пед. исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., к-рая является ближайшей средой формирования личности, влияющей на мотивацию, производительность и социальную активность человека, его психол. состояние и здоровье. Ее количеств, состав — от 2—3 до 30—40 чел. Для большинства малых Г. характерно наличие постоянной общей цели, характер к-рой, а также средства и условия ее достижения определяют разделение ролей между членами Г. в соответствии с их склонностями. Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации Г. под эгидой лидера (см. Лидерство) либо официально санкционированного руководства. На основе совместного достижения цели между членами Г. возникают эмоциональные отношения, к-рые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность Г. в целом и на жизнь каждого ее члена. Каждый член Г. занимает в зей определенное место, у него складываются взаимоотношения с окружающими, к-рые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Когда ученика принимают в Г., когда он чувствует симпатию со стороны одноклассников и сам им симпатизирует, у него возникает чувство единства с Г., к-рое в свою очередь создает уверенность в себе, «защищенность» (А. С. Макаренко). Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнутости от Г. может служить источником осложнений в развитии личности.
Для каждого человека существует т. н. референтная (эталонная) Г. — реальная или воображаемая общность на нормы, ценности и мнения к-рой он ориентируется в своем поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной для подростка Г. отвечали нормам обществ. нравственности и морали.
Процесс образования, функционирования и развития Г. имеет внутренне противоречивый характер, обусловленный взаимодействием двух тенденций групповой жизнедеятельности — интеграции и дифференциации. Первая направлена на противодействие внеш. и внутр. столкновениям, угрожающим сохранности Г., и обеспечивает стабильность Г., вторая — на специализацию взаимосвязей членов Г., основанную на различии их ролей. Сосуществование названных тенденций определяет неравномерный, «пульсирующий» характер процесса развития Г., предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как после-доват. восхождения Г. на более высокий уровень развития (от спонтанного объединения к коллективу), так и обратного движения (распад коллектива).
Гл. фактор, объединяющий Г., — совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим Г. в коллектив. Понятие «коллектив» часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает критериям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своем развитии достигает уровня коллектива.
В отеч. возрастной психологии развитие личности традиционно связывается с определяющим влиянием сменяющих друг друга видов ведущей деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтъев). В исследованиях 60—70-х гг. (Д. Б. Эль-конин, М. И. Лисина и др.) подчеркнуто значение соответствующего изменения видов и содержания общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Возрастная поэтапная смена ведущих деятельностей и характера общения происходит как переход развивающейся личности в новую социальную микросреду, к-рая всякий раз представляет собой новую Г. На каждом возрастном этапе человек оказывается в Г., новой не только по составу и размерам, но и по характеру, содержанию и динамике взаимоотношений, опосредованных ведущей деятельностью и возрастом членов Г. В этой связи особую важность приобретает проблема адаптации к новым социальным условиям, усвоения групповых требований и норм.
Для пед. практики существ, значение имеет изучение особенностей внутр. развития Г. до уровня коллектива (А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Я. Л. Коломинский). В возрастном аспекте ведущим фактором развития коллектива является смена содержания и форм ведущей деятельности и общения его членов. Особенно четко эта закономерность выступает на ранних стадиях онтогенеза. Так, спец. анализ межличностного взаимодействия в процессе творческой игры дошкольников показал, что внутри ведущей деятельности возникает зона ближайшего развития не только для личности, но и для дет. Г. на пути ее формирования как коллектива.
Лит.: Коломинский Я. ЛПсихология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности), Минск, 1976; Д с с с в ЛПсихология малых групп, пер. с болг., М., 1979; Уманский Л. И., Психология организаторской деятельности школьников, М., 1980; Межличностное восприятие в группе, М., 1981; К P о и и к А. А., Межличностное оценивание в малых группах, К., 1982; Петровский А. В., Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982; Агеев В. С., Психология межгрупповых отношений, М., 1983; Донцов А. И., Психология коллектива, М., 1984; H o m a n s G. С., The human group, N. Y. — Burlin-game, [1950]; B an у M., Johnson L., Classroom group behavior, N. Y. — L., 1966; Group dynamics, ed. by D. Cartwright, A. Zander, N. Y. a. o.], 1968"; Anzieu D., Martin J.-Y., La dynamique des groupes restreints, Р.; Douglas T., Groups, L.-N. Y., 1983.
А. И. Донцов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия