ГРИНЬКО Григорий Федорович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гринько Григорий Федорович
18.11.1890–15.3.1938) - государственный и партийный деятель. В 1909-1913 учился в Московском, Харьковском университетах (исключен за участие в революционном движении). В 1917 году учитель в гимназии в Харькове. Член коллеги Наркомпроса УССР (с июля 1919 г.), нарком просвещения УССР (февраль 1920 - ноябрь 1922).В 1922 – 1937 занимал государственные посты в правительствах УССР и СССР. Необоснованно репрессирован, посмертно реабилитирован. Предлагал осуществлять взаимосвязь общего и профессионального образования в профшколах как «развертывание творческих сил…в процессе подготовки к определенной квалификации, профессии – общее образование на стержне монотехнизма» (Осовский Е.Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917 – 1940). - М., 1980. гл. 2).

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ГРИНЬКО Григорий Федорович (1890-1938)
государственный и партийный деятель. Нарком просвещения УССР (1920-22). Г. — организатор и теоретик системы народного образования УССР. Сторонник монотехнического образования. В выдвинутой им совместно с Я.П. Ряппо схеме народного образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, построенная по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие различных типов детских учреждений - от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребенка полностью (детские площадки - школа-клуб неполного дня — дневной детский дом — школа полного дня - детский дом - детский городок как федерация детских домов). С ноября 1922 схема Г. была закреплена Кодексом законов о народном образовании УССР и представляла собой важный социально-педагогический эксперимент осуществления единства общего и профессионального образования и социального воспитания. Необоснованно репрессирован.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГРИНЬКО Григорий Федорович
18(30). 11.1890, с. Штеповка, ныне Лебединского p на Сумской обл., — 15.3.1938, Москва], гос. и парт, деятель. В 1909—13 учился в Московском, Харьковском ун тах (исключен из них за участие в рев. движении). В 1917 учитель гимназии в Харькове. Чл. Коллегии Наркомпроса УССР (с июля 1919), нарком просвещения УССР (февр. 1920 — нояб. 1922). В 1922—37 занимал гос. посты в пр-вах УССР и СССР. Необоснованно репрес сирован, посмертно реабилитирован.
Г. — организатор и теоретик системы нар. образования в УССР в 20—30 х гг. В выдвинутой им совм. с Я. П. Ряппо схеме нар. образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, причем все ее организац. формы (дет. сады и дома, 7-летние школы и т. д.) строились по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие разл. типов дет. учреждений — от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребенка полностью (дет. площадки — школа клуб неполного дня — дневной дет. дом — школа полного дня — дет. дом — дет. городок как федерация дет. домов). В итоге достигалась полная изоляция ребенка от воспитат. влияния семьи и организация пост, воздействия на него «гос. социального воспитания». Однако эта идея, ошибочно обосновывавшаяся кризисом семьи и школы, не могла получить экон. подкрепления. После 15 лет начиналась спец. подготовка в той или иной области произ-ва или организац. группе (индустриальной, с.-х., пром.-экон. и т. д.). Сторонник монотехнического образования, Г. выступал против школы второй ступени, за развитие на базе семилетки профшколы, за примат проф. образования над общим. Предполагалось создание двух типов высш. школы вузов, готовивших инженеров организаторов, и техникумов для будущих инженеров практиков и мастеров. Схема Г. вступала в противоречие с пунктами Программы ВКП(б) (1919) о развитии проф. образования после 17 лет, что вызвало ее критику В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским и др. После 1-го парт, совещания по вопросам нар. образования (дек. 1920 — янв. 1921), признавшего возможным, в качестве временной меры, привлечение молодежи к проф. образованию с 15 лет, схема была закреплена Кодексом законов о нар. образовании УССР (2 нояб. 1922). Проводя самостоят. линию, Г. вместе с тем отстаивал необходимость выработки единой политики в области просвещения, возможность существования разл. практич. путей.
Предлагал осуществлять взаимосвязь общего и проф. образования в профшколах как «развертывание творческих сил в процессе подготовки к определенной квалификации, профессии — общее образование на стержне монотехнизма». Не отрицая политехнического образования, считал, что путь к нему лежит через проф.-тех. образование. Был сторонником обучения на родном языке, предос тавляя право решения этого вопроса местным советам.
Построенная на основе схемы Г. система нар. образования на Украине представляла собой важный социально пед. эксперимент осуществления единства общего и проф. образования и социального воспитания.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ГРИНЬКО Григорий Федорович
(18[30] ноября 1890 г. – 15 марта 1938 г.) – государственный и партийный деятель. В 1909–1913 гг. учился в Московском, затем в Харьковском университетах (исключен из них за участие в революционном движении). В 1917 г. – учитель гимназии в г. Харькове. С июля 1919 г. – член Коллегии Наркомпроса УССР, с февраля 1920 по ноябрь 1922 г. – нарком просвещения УССР. В 1922–1938 гг. занимал государственные посты в правительствах УССР и СССР и центральных партийных органах.
Гринько Г.Ф. – организатор и теоретик советской системы народного образования на Украине, сторонник концепции монотехнического образования. Выдвинул (совместно с Я.П. Ряппо) схему народного образования, отличную от принятой в РСФСР. По ней для детей до 15 лет создавалась «единая система социального воспитания, причем все ее организационные формы (детские сады и дома, семилетние школы и т.д.) строятся по трудовому принципу»; после 15 лет «начинается специальная подготовка в той или иной области производства или организационной группе (индустриальной, сельскохозяйственной, промышленно-экономической и т.д.)». Вторую ступень составляли два типа высшей школы – вузы, готовившие инженеров-организаторов, и техникумы для будущих инженеров-практиков и мастеров. Гринько Г.Ф. выступал против школы II ступени, называя ее «мертвым островом со слепым маяком», «буржуазным предрассудком», за развитие на базе семилетки профшколы, за примат профессионального образования над общим. Учитывая реальные потребности общества, схема Гринько Г.Ф. вступала в противоречие с пунктами программы ВКП(б) (1919) оразвитии профессионального образования после 17-ти лет, что вызвало ее критику (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.). После I партийного совещания, признавшего возможным в качестве временной меры привлечение молодежи к профессиональному образованию с 15 лет, схема Гринько Г.Ф. подтвердила свой статус. Он считал, что в условиях «переходного периода» основу социального воспитания представляет детский дом, обеспечивающий «каждому ребенку всю сумму его прав, как на материальное обеспечение, так и на физическое и духовное воспитание». Однако эта идея, ошибочно обосновывавшаяся кризисом семьи и школы, не могла получить экономического подкрепления. Схема Гринько Г.Ф. была закреплена «Кодексом законов о народном образовании в УССР» (2 ноября 1922 г.). Несмотря на проведение самостоятельной линии, Гринько Г.Ф. отстаивал необходимость выработки единой политики в области просвещения, сохраняя возможность различия практических путей.
Гринько Г.Ф. предлагал осуществлять взаимосвязь общего и профессионального образования в профшколах, рассматривая ее как «развертывание творческих сил... в процессе подготовки к определенной квалификации, профессии – общее образование на стержне монотехнизма». Не отрицая политехнического образования, Гринько Г.Ф. считал, путь к нему лежит через профтехобразование. Он был сторонником обучения на родном языке, отводя право решения вопроса местным советам.
Построенная на основе схемы Гринько Г.Ф., украинская система народного образования представляла собой важный социально-педагогический эксперимент осуществления единства общего и профессионального образования и социального воспитания.
Гринько Г.Ф. был репрессирован, реабилитирован посмертно.
Соч.: Очередные задачи советского строительства в области просвещения. – Х., 1920; Профессиональное, в особенности профессионально-техническое образование, в общей системе советского культурного строительства // Вестник профессионально- технического образования. – Пермь. 1921. № 1 (март); Очерки советской просветительной политики. – Х., 1923; Культурное строительство в СССР. 1917–1927. Документы и материалы. – М., 1989.
Лит.: Руднев П.В. Из истории борьбы за ленинский принцип политехнического образования (февраль 1921 – февраль 1922) // В.И. Ленин и проблемы народного образования. – М., 1961; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917–1940. – М., 1980.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.