ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Одна из разновидностей речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики. К таким ошибкам относятся неправильное образование и употребление форм слова, – неверное построение словосочетаний и предложений.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
языковые ошибки, связанные с использованием словообразовательных моделей, грамматических форм и конструкций, т.е. необоснованные нарушения Грамматической нормы (см.).
Г.о. делятся на ошибки:
а) словообразовательные (См. Ошибки в словообразовании). Приведём уникальный пример. В военном билете одного военнослужащего появилось отчество Генушевич. Оказывается, он призывался в армию из Грузии и не очень хорошо владел русским языком. Отца его звали Геннадий, и он, когда его спросили, какое отчество записать в военный билет, использовал вместо официальной формы мотивирующего имени Геннадий (соответственно, отчество Геннадьевич) «домашнее» имя Гено и интерфикс (наращение на корень) -уш-, в результате чего получилось Генушевич, а работник военкомата на слух записал в военный билет это удивительное отчество, заменив ещё и первую букву имени;
б) морфологические (См. Морфологические ошибки), напр.: На улице найден / школьный туфель / балетка (черная) (объявление на стене школы). В данном случае источником морфологической ошибки послужило то, что слово туфля обычно употребляется во множественном числе (это так называемые существительные преимущественно pluralia tantum), поскольку обозначает предмет, который в жизни чаще встречается в паре. Во множественном числе в русском языке род существительного не определяется. У русскоговорящих не складывается опыт употребления этого слова в форме ед. числа, по которой можно опознать и запомнить род. Поэтому у разных носителей русского языка откладываются разные представления о роде этого слова: у одних оно ж. рода, а у других — муж. А морфологическая норма закрепила за этим словом ж. род. Так и возникла ошибка: слово употреблено в муж. роде вместо ж., изменяется по второму типу склонения вместо первого. Правильно, с точки зрения морфологической нормы, будет На улице найдена / школьная туфля;
в) синтаксические (См. Синтаксические ошибки), напр.: Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин (А. Чехов). В блестящей имитации записи в станционную жалобную книгу, созданной А.П. Чеховым, употреблён так называемый независимый деепричастный оборот, который уже к концу XIX в. был ненормативным. Норма в употреблении деепричастия определяется его зависимостью от главных членов предложения (См. Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов). Возможный нормативный вариант: Когда я подъезжал к сей станции и наблюдал из окна природу, с меня слетела шляпа.
Владению грамматической нормой способствуют развитое «чувство языка» и большой опыт чтения русской художественной литературы XIX—XX веков.
Лит.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976; Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике // Русский язык конца XX столетия. М., 1996; Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 2001; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. СПб., 1997.
И.Е. Ким

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
15.98 мб

ДЕТСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Бредихина С.В.
В данной статье представлены лингвистические и психолого-педагогические предпосылки использования «отрицательного» языкового материала, содержащего детские речевые ошибки (инновации, неправильности) на уроках русского языка как ср
Читать PDF
677.50 кб

Логические ошибки в системе содержательных, речевых и грамматических: к вопросу согласования, детали

Чаптыкова Наталья Петровна
Логические ошибки из письменных работ учащихся показаны не только на уровне отдельного предложения, но и на уровне текста, рассмотрены как часть содержательных, речевых и грамматических, детализированы и описаны по подвидам.