ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА

Найдено 1 определение
ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА
разновидность Языковой нормы (см.), регулирующая употребление в речи грамматических форм слов и синтаксических конструкций. К Г.н. относят Морфологическую норму (см.) и Синтаксическую норму (см.). К Г.н. примыкает Словообразовательная норма (см.).
Г.н. предписывает членам языкового коллектива использовать один вариант (императивная норма) или предлагает на выбор ограниченное количество вариантов (диспозитивная норма) морфологической формы или синтаксической конструкции, потенциально существующих в системе языка. Т.о., Г.н. ограничена потенциалом языковой системы, действующими в ней закономерностями. С другой стороны, Г.н. учитывает традицию использования грамматических средств (консервативная тенденция в Г.н.) в предшествующий период существования языка (напр., отнесение слова кофе к мужскому роду, требующее постановку согласуемых с ним слов в форму также мужского рода, напр., черный кофе; кофе стоял на столе). С другой стороны, она испытывает влияние Узуса (см.), в частности, аналогического выравнивания под влиянием господствующих в современный период существования языка закономерностей (демократическая тенденция в Т.н.). Так, большинство несклоняемых слов с конечным -о/-е относятся к среднему роду, что приводит к регулярному отнесению к этому роду и слова кофе. В итоге ещё в редакции Орфоэпического словаря русского языка 1984 года предлагалось два варианта нормы — отнесение этого слова к мужскому и среднему ро-ДУ-
Г.н. в большей степени, чем орфографическая, орфоэпическая и акцентологическая нормы, связана с выражаемым грамматическими формами смыслом и с их синтаксическим окружением. Поэтому выбор вариантов грамматической формы или синтаксической конструкции может зависеть от условий контекста и от выражаемого смысла. Так, выбор безличной формы или согласуемой формы множественного числа глагола при количественных сочетаниях определяется тем, насколько важен для говорящего отдельный объект, входящий в обозначаемую количественным сочетанием совокупность, поэтому в авторитетном справочнике Д.Э. Розенталя предлагается писать В комнате стояли пять человек, но В комнате стояло пять столов. Однако автор имеет право в обоих случаях выбрать альтернативное употребление (диспозитивная норма). Существует смысловое различие и в предложениях Валенки поставили в углу и Валенки поставили в угол. Употребление предложного падежа актуализирует результирующее состояние валенок, в то время как винительный падеж акцентирует внимание адресата речи на самом действии. Т.о., норма позволяет употреблять обе падежные формы, которые несущественно различаются по смыслу.
Существуют следующие сложности в описании, обучении и реализации Г.н. Во-первых, грамматические закономерности во многих случаях выходят за пределы словоформы и слова. Кроме того, грамматика представляет собой систематическое описание языковых явлений. Поэтому чаще грамматическая норма для практических нужд описывается в жанре систематического справочника или нормативной грамматики. Однако в 1970 году появился оригинальный «Грамматический словарь русского языка» А.А. Зализняка, в котором, в частности, «с точностью до слова» приведена морфологическая норма.
Во-вторых, современный РЛЯ чрезвычайно идиоматичен. Это проявляется в уникальности парадигм склонения и спряжения, акцентологических особенностей словоизменения, в избирательной лексической и синтаксической сочетаемости многих слов, что приводит к необходимости «поштучного» описания морфологического и синтаксического поведения многих слов русского языка и создания большого количества специализированных нормативных справочников по грамматике.
Наиболее эффективным способом обучения Г.н. является её практическое освоение путём чтения классической русской литературы XIX и XX вв. Кроме того, незаменимыми пособиями являются академические грамматики (Грамматика русского языка. М.,1953- 1954; Грамматика русского современного литературного языка. М., 1970; Русская грамматика. М., 1980). Использование справочной литературы по Г.н. требует хотя бы минимальной лингвистической подготовки, в частности, знания основных терминов морфологии и синтаксиса.
Лит.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976; Грамматика русского языка. В 2 тт. М., 1953-1954; Грамматика русского современного литературного языка. М., 1970; Русская грамматика. В 2 тт. М., 1980; Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 2001; Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1998; Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М., 1977; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. СПб., 1997.
И.Е. Ким

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
170.52 кб

Грамматические стратегии дошкольников с нормальным и отклоняющимся речевым развитием, применяемые пр

Сизова О. Б.
В статье на основе данных эксперимента доказывается, что при склонении существительных младшие нормально развивающиеся дошкольники и старшие дошкольники с отклоняющимся речевым развитием предпочитают генерализованно применять базо