ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. Стандарт призван обеспечивать: качество начального профессионального образования; единство образовательного пространства в РФ; основу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального образования; признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о полученном начальном профессиональном -образовании.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГОС НПО). Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».
Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации.
Перечень профессий и специальностей НПО содержит в основном профессии широкого профиля, применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка, варьируемые в зависимости от конкретных условий.
Номенклатура профессий открытая. Это позволяет вводить впоследствии в Перечень новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. Для открытия в рамках профессии, уже включенной в Перечень подготовки по новым специальностям, достаточно решения региональных органов управления образованием (профобразованием).Структура содержания НПО регламентируется Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документом госстандарта, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания.
Она также содержит требования к максимальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенций органов управления на федеральном и региональном уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образования по конкретной профессии.
Согласно модели, в рамках учебной недели осуществляется обязательное обучение, включающее общеобразовательную и профессиональную подготовку и дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору, а за рамками учебной недели – факультативное обучение.
Каждое направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональная подготовка – общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.
Разделение профессионального цикла на базовый и специальный курсы отражает ориентацию начального профессионального образования на подготовку по профессиям широкого профиля. Профессиональный цикл обучения включает содержание, направленное на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он, помимо предметов, включает практическое обучение (производственное, практику и другие виды).
Содержание основных образовательных программ начального профессионального образования регламентируется стандартами по профессиям Перечня и стандартами по предметам общетехнического и отраслевого (общепрофессионального) циклов обучения.
Стандарт по профессии включает два документа: профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания по профессиональному циклу обучения. Стандарт по предмету регламентирует федеральный компонент содержания образования по предмету.
Профессиональная характеристика регламентирует требования к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, задавая конечные цели обучения в виде содержательных параметров профессиональной деятельности: видов деятельности и ее теоретических основ. Этот многофункциональный документ входит составной частью в стандарты по профессиям и ориентирован как на работодателей, так и на граждан, образовательные учреждения, научно-методические организации институциональной системы образования и службы занятости.
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом содержания предметов общетехнического и общепрофессионального (отраслевого) циклов обучения, регламентируемым соответствующими стандартами по предметам, и федеральным компонентом содержания профессионального цикла обучения, регламентируемым стандартом по данной профессии.
Федеральный компонент содержания определяет конкретный минимальный состав обязательных для изучения учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения – уровни усвоения.
Блочно-модульная структура федерального компонента содержания профессионального цикла обучения позволяет в стандарте по профессии выделять стандарты по составляющим ее специальностям.
Региональный компонент содержания НПО формируется путем дополнения и детализации федерального компонента содержания по всем элементам его структуры с учетом национально-регионального компонента стандарта и особенностей подготовки в конкретном образовательном учреждении.
Выполнение требований ГОС НПО является основным для выдачи выпускникам образовательных учреждений документа об образовании государственного образца.Для выпускников учреждений НПО утверждены приказом Минобразования России и зарегистрированы в Минюсте два вида документов государственного образца об уровне образования и квалификации: диплом (при получении НПО по профессии Перечня) и свидетельство об уровне квалификации (не завершившим полный курс обучения в учреждении НПО, но прошедшим аттестацию, и при прохождении в них краткосрочной подготовки до 1 года по отдельным специальностям), а также выписки итоговых оценок успеваемости.
Выпускникам профессиональных лицеев, освоившим программы начального и среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена в соответствии с двумя ступенями подготовки выдается два диплома: о получении среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по рабочей профессии и диплом о получении базового уровня среднего профессионального образования.
Лит.: Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию / Справочное пособие. – М., 1997.
В.А. Ермоленко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.