ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ
система низшего профессионального образования в СССР, действовавшая в стране с 1940 по 1959 г. Создана на основе указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах» как форма централизованной, плановой и массовой подготовки и распределения квалифицированных рабочих. Пришла на смену изжившей себя в условиях форсированной индустриализации, развития государственной экономики и угрозы войны ведомственной, узкоотраслевой и ориентировавшейся на сиюминутные потребности предприятий малоэффективной системе школ ФЗУ, сложившейся после 1933 г. (см. Школа фабзавуча). Для руководства подготовкой молодых рабочих было образовано Главное управление трудовых резервов при СНК СССР и созданы его местные органы в республиках и областях. Важной особенностью ГТР было ее полное финансирование из госбюджета и материальное обеспечение учащихся (обмундирование, питание, общежитие). Другой особенностью был, наряду с добровольным, мобилизационный принцип набора (призыв), который применялся особенно активно в военные и первые послевоенные годы, третьей – принудительное распределение выпускников-подростков по месту работы, часто располагавшемуся в других городах и регионах с обязательной четырехлетней отработкой.
За 20 лет существования система ГТР развивалась и совершенствовалась в соответствии с изменением социально-экономических условий, потребностей различных отраслей производства, развитием народного образования и культуры.
Первоначально были созданы три типа учебных заведений: ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, рабочих для транспорта и связи и др.; железнодорожные училища, с тем же сроком обучения, для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов, котельщиков, путевых рабочих и других сложных профессий железнодорожного транспорта; школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий для угольной, нефтяной, горнорудной, строительной, лесной промышленности и железнодорожного транспорта. В 1940 г. было создано 621 ремесленное училище с 308 тыс. учащихся, 122 железнодорожных училища с 37 тыс. учащихся, 806 школ ФЗО с 257 тыс. учащихся. В годы войны, несмотря на эвакуацию учебных заведений в восточные районы страны, их сеть продолжала расширяться. Система ГТР сыграла важную роль в обеспечении оборонных предприятий и тыла кадрами молодых рабочих и внесла весомый вклад в дело победы над фашизмом. За годы войны было подготовлено около 2,5 млн рабочих. В годы войны было создано 27 специальных ремесленных училища для детей и подростков, родители которых погибли на фронте или в партизанских отрядах, интернатного типа с 4-летним сроком обучения. Они обеспечили социальную защиту и подготовку свыше 50 тыс. подростков; в начале 60-х гг. преобразованы в ремесленные училища на базе семилетки для детей-сирот.
В послевоенные десятилетия шел процесс совершествования системы ГТР. В 1949 г. ремесленные училища и школы ФЗО, готовившие рабочих для горнорудной и угольной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы. В последних срок обучения был увеличен до 10 мес. Преобразования в сельском хозяйстве, а затем в строительстве привели к созданию новых типов учебных заведений: в 1953 г. –училищ механизации сельского хозяйства, в 1957 г. строительных училищ с разными (от 6 мес. до 2 лет) сроками обучения.
В порядке эксперимента создавались училища с 12-летним сроком обучения по типу школ-интернатов (1957), однако они из-за ранней профессионализации себя не оправдали.
Принципиально новым типом повышенного профессионального образования, возникшим в условиях развития среднего всеобуча, стали созданные в 1954 г. технические училища со сроком обучения 1–2 года, обеспечивавшие молодежи, получившей среднее образование, овладение сложными профессиями. В 1957 г. в 434 технических училищах обучалось 130 тыс. учащихся. А всего за четыре года (1954–1958) ими подготовлено 296 тыс. рабочих.
К началу 1959 г. число учебных заведений ГТР достигло 904. За период с 1940 по 1959 г. учебные заведения ГТР подготовили для народного хозяйства свыше 10 млн рабочих почти 700 профессий и специальностей.
Развитие ГТР потребовало создания системы подготовки и повышения квалификации инженерно-педагогического состава трудовых резервов. В 1943 г. были образованы индустриальные (индустриально-педагогические) техникумы ГТР, готовившие мастеров производственного обучения и преподавателей для РУ, ЖУ и школ ФЗО, а затем преподавателей физического воспитания. В годы войны действовало 16 техникумов, принимавших выпускников учебных заведений ГТР, имеющих семилетнее образование и квалификационный рабочий разряд. Они также были на полном государственном обеспечении. К середине 60-х гг. их число возросло до 60. Вопросами методического обеспечения образовательного процесса и проблемами повышения квалификации инженерно-педагогических работников ГТР занимался Центральный учебно-методический кабинет трудовых резервов. Важная роль принадлежала журналу «Производственное обучение» (1941). Материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса осуществлял Всесоюзный трест учебно-наглядных пособий с его предприятиями, учебники издавались издательством «Трудрезервиздат». В воспитании молодежи большая роль принадлежит спортивному обществу «Трудовые резервы».
В недрах ГТР были сосредоточены квалифицированные научные и методические кадры, благодаря чему шел процесс становления профессиональной педагогики: разрабатывались учебные планы и программы различных типов учебных заведений, сформировались операционно-комплексная и частно-методические системы производственного обучения, методика производственного инструктажа и преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин.
За 20 лет своего существования ГТР превратились в мощную систему профессионально- технического образования, сыгравшую важную роль в развитии народного хозяйства страны. Однако все более ощутимым становилось ее относительно автономное развитие по отношению к общей системе образования страны. В условиях развития всеобщего семилетнего, а также форсирования среднего образования она нуждалась в модернизации и сближении с системой общего среднего образования. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.) в течение 1959–1961 гг. учебные заведения ГТР были преобразованы в новые типы образовательных учреждений – профессионально-технические училища.
Лит.: Государственные трудовые резервы. Сб. руководящих материалов. – М., 1957; Зеленко Г.Н., Блинчевский Ф.Л. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР. – М., 1957; Котляр Э.С. Государственные трудовые резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. – М., 1975; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
417.64 кб

Развитие системы государственных трудовых резервов в Нижнем Поволжье в послевоенные годы (1945-1952)

Кузнецова Надежда Васильевна
В статье проанализирована динамика численности и состава учебных заведений системы государственных трудовых резервов в Астраханской, Саратовской и Сталинградской областях в послевоенные годы.