образовательного учреждения (аккредитация – от лат. credo – вера, доверие – признание) – подтверждение соответствия образовательного учреждения определенным квалификационным и образовательным нормам это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, преъявляемым к данному типу и виду учебного заведения и образовательным программам.
При положительной оценке итогов Г.а. образовательное учреждение получает свидетельство о Г.а. С момента Г.а., подтвержденного свидетельством, образовательное учреждение по-лучает право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования.
Г.а. образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
Основными целями Г.а. любого образовательного учреждения являются:установление государственного статуса образовательного учреждения;
управление образовательным учреждением, включая контроль за эффективностью образовательного процесса;
защита прав граждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами.
Содержанием Г.а. образовательного учреждения являются процедуры признания (подтверждения) типа (начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование), вида учебного заведения (университет, академия, институт, колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище, учебный центр и т.д.).
Признание (подтверждение) типа образовательного учреждения основывается на информации по каждому направлению (специальности, профессии) подготовки кадров, характеризующей:
соответствие содержания рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов и действующим учебным планам и программам;
информационную базу образовательного процесса; качество подготовки выпускников.
Признание (подтверждение) вида образовательного учреждения осуществляется на основе обследования и анализа следующих направлений функционирования учреждения и соответствующих показателей:
структуры подготовки кадров; возможностей продолжения образования;
объема и характера (фундаментальные, прикладные) научных исследований – для высших учебных заведений;
качественного состава инженерно-педагогических, профессорско-преподавательских, педагогических и научных кадров.
П.Н. Новиков
414.06 кб
Государственная аккредитация в системе оценки эффективности качества вузов
В работе рассмотрены показатели деятельности, используемые в процедуре государственной аккредитации российских вузов.