ГОСПИТАЛИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГОСПИТАЛИЗМ
явление задержек психического развития в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения со взрослыми.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Госпитализм
явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

ГОСПИТАЛИЗМ
(от франц. hospitalism – гостеприимный) – психическое расстройство вследствие длительного пребывания в больнице. Введено в оборот австроамериканским психоаналитиком Р. Спитсом.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ГОСПИТАЛИЗМ
синдром психической или физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми /в результате помещения в дома ребенка, больницу/.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Госпитализм
глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания. Признаки Г.: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит. Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ГОСПИТАЛИЗМ
синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское учреждение (дом ребенка, больницу и т.п.). Проявления Г. - запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера, а также низкие антропометрические показатели, рахит и др. Впервые явления Г. описаны в 40-х гг. 20 в. Р. Спитцем, который был склонен интерпретировать Г. как результат разлучения ребенка с матерью. Однако Г. может возникать и в условиях семьи, если матери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внимания. Преодоление Г. возможно за счет обогащения контактов ребенка с родителями, а в случаях разлучения с родителями - за счет создания многообразных контактов с персоналом детских учреждений.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГОСПИТАЛИЗМ
совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре или закрытом учреждении (Дом ребенка, детский дом) в отрыве от близких людей и дефицитом личностно направленного эмоционального общения. Термин ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите. Для Г. свойственны отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к тяжелым и зачастую необратимым последствиям. Г. может возникнуть не только в официальных заведениях (больничные стационары, приюты), где ребенок не получает достаточного внимания и тепла, но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяют им достаточного внимания. Г. встречается и у взрослых людей, проявляясь соц. дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими людьми.

Источник: Педагогический словарь

ГОСПИТАЛИЗМ
от англ. hospital — больница), синдром психич. и физич. отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в дет. учреждение (дом ребенка, больницу, приют и т. п.). Проявления Г. — запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т. п.), а также низкие антропометрич. показатели, рахит и др. В особо тяжелых случаях Г. приводит к психич. заболеваниям (младенческие мараз-мы), возрастанию частоты инфекц. заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.
Г. является результатом отсутствия или прерывания гл. обр. социальных контактов ребенка со взрослыми, поскольку наблюдается даже тогда, когда осуществляется хороший уход и соблюдаются правила санитарии и гигиены.
Впервые явления Г. были описаны амер. психологом Р. Спитцем в 40-х гг. 20 в. Спитц и его последователи, опираясь на фрейдистскую методологию, склонны интерпретировать Г. гл. обр. как результат разлучения ребенка с матерью. Однако явления Г. могут возникать и в условиях семьи у матерей, равнодушных к своим детям и не уделяющих им достаточного внимания.
Преодоление Г. возможно за счет обогащения общения ребенка с родителями, а в необходимых и неизбежных случаях разлучения с родителями — за счет создания многообразных эмоциональных контактов с персоналом дет. учреждений.
Лит.: Лангмейер И., М а т с й-чик 3., Психич. депривация в дет. возрасте, Прага, 1984. С. А. Алифанов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • ГОСПИТАЛИЗМ РАННИЙ

    синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка в условиях дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (до
  • Госпитализация

    Если маленький ребенок впервые в жизни должен из-за серьезной болезни, раны или ушиба быть госпитализирован, родители, хотя они, по понятной причине, встревожены и огорчены, должны помнить, что 
  • ГОСПИТАЛИЗИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК

    ребенок, проходящий обучение в больнице из-за физической или умственной недостаточности, не позволяющей ему посещать школу.
  • ШКОЛЫ-ГОСПИТАЛИ

    неофициальное название строившихся во вт. пол. 1930-х гг. зданий, инфраструктура которых была рассчитана на то, чтобы в мирное время они служили нуждам образования, а в военное время – нуждам армии (в