ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Городские училища
повышен ные начальные школы для детей городского населения, учреждены в 1872 году по проекту Н.Х. Бесселя вместо уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей. Принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста, с 1907 года разрешено принимать девочек и вводить совместное обучение. Первое женское городское училища открыто в 1886 году в Таганроге. Младшие отделения городских училищ, дублировавшие начальные учили ща, не пользовались популярностью и к началу 20 в. были закрыты. Преподавались Закон Божий, чтение, письмо, русский язык и церковнославянское чтение, арифметика, практическая геометрия, география и отечественная история с элементами всеобщей истории и географии, естественная история и физика, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязательных предметов – новые европейские и местные языки, музыка, гигиена, бухгалтерия и др. При множестве городских училищ учреждались различные профессиональные классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Постепенно вводилась предметная система преподавания. Обучение было платное. Выпускники могли поступать в низшие профессиональные школы или на однои двухгодичные педагогические курсы. В 1909 году насчитывалось 992 городских училища; с 1912 года данные училища преобразовывались в высшие начальные училища.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА
1) по Положению 1872 — в России повышенные нач. школы для детей гор. населения (ремесленников, мелких служащих и торговцев). Учреждены 31 мая 1872 взамен уездных уч-щ с целью отвлечь от гимназии низшие слои горожан. За образец была взята прусская система гор. школ, проект предложен Н. X. Весселем. Деление Г. у. на классы зависело от средств и числа учителей, но срок обучения во всех типах Г. у. — 6 лет. Г. у. могли быть 1-классны-ми, 23- и 4-классными. В 2-классных Г. у. продолжительность курса 1-го кл. была 4 года, 2-го кл. — 2 года; в 3-клас-сных уч-щах — 3 кл. по 2 года в каждом; в 4-классных — первые 2 кл. по 2 года в каждом, 3-й и 4-й кл. по 1 году в каждом. Иногда открывались 5- и 6-классные уч-ща. Мл. отделения Г. у., дублировавшие нач. уч-ща, не пользовались популярностью и к нач. 20 в. постепенно были закрыты. Преподавались закон Божий, чтение, письмо, рус. яз. и церк.-слав. чтение, арифметика, практич. геометрия, география и отеч. история с необходимыми сведениями по всеобщей истории и географии, а также по естеств. истории и физике, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязат. предметов — новые языки, местные языки, музыка, гигиена и медицина, ручной труд (по системе, разработанной для Г. у. Петерб. учительским ин-том), бухгалтерия, садоводство и нек-рые др. При мн. Г. у. учреждались различные проф. классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Установленная классная система преподавания (в одном классе один учитель вел все предметы, кроме закона Божьего, пения и гимнастики) постепенно заменялась предметной. В Г. у. широко применялся наглядный метод обучения: для программ было характерно концентрич. расположение материала.
Согласно Положению, в Г. у. принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста. В 1907 было разрешено принимать девочек и вводить совм. обучение (первое жен. Г. у. открыто в 1886 в Таганроге). Обучение платное (от 2 до 18 руб. в год). Права выпускников ограничивались: они могли поступать в низшие проф. школы или на одно — и двухгодичные пед. курсы, к-рые давали право преподавать в нач. школе и возможность поступить в учительский ин-т. Попечитель уч. округа по представлению инспектора нар. уч-щ назначал одного из учителей заведующим (в 3- и 4-классных назывался инспектором). Все учителя составляли пед. совет, в компетенцию к-ро-го входили вопросы воспитания и обучения, а также материального обеспечения Г. у. В 1909 состоялся съезд учителей Г. у., к-рый высказался за введение системы единой общеобразоват. школы, звеном к-рой должны были стать Г. у. В 1909 было 992 Г. у. (132,5 тыс. уч-ся). С 1912 Г. у. преобразовывались в высшие начальные училища.
2) По Положению 1869 — повышенные нач. школы в Киевской, Подольской и Волынской губ. (за исключением Киева, Ровно, Острога и Чигирина). Были созданы 2-классные муж. (на правах уездных) и жен. уч-ща. Курс обучения 2 года. Принимались дети, умевшие читать, писать и считать. При каждом имелись приготовит, классы с курсом одноклассных нар. уч-щ с совм. обучением или сменами для отд. обучения девочек. Обучение бесплатное, но по усмотрению попечителя могла вводиться плата. С 1912 преобразовывались в высш. нач. уч-ща.
Лит.: Гор., уездные и Мариинские уч-ща, сост. Г. Фальброк, В. Чарнолуский, СПБ, 1903; Тр. первого всерос. съезда учителей городских по положению 1872 г. уч-щ, т. 1—2, СПБ, 1910.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
156.73 кб

История создания и основные этапы развития городских училищ Чувашского края

Арсентьева Анна Васильевна, Петрянкина Алевтина Петровна
Читать PDF
206.08 кб

Учительство городских училищ Чувашского края: личности, судьбы, повседневная жизнь

Арсентьева Анна Васильевна
Читать PDF
585.86 кб

Дореволюционная школа России: нижнеломовское городское училище Пензенской губернии

Головушкина Татьяна Анатольевна
Цель данной работы исследовать образовательный процесс в отдельном учебном заведении Пензенской губернии начала XX века, выявить особенности организации учебной и воспитательной работы в данном учебном учреждении.
Читать PDF
230.74 кб

Чебоксарское городское училище в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII начала ХХ веков

Арсентьева Анна Васильевна, Петрянкина Алевтина Петровна
Читать PDF
362.08 кб

Проблемы финансирования и материального обеспечения городских училищ Чувашского края в конце XVIII н

Петрянкина Алевтина Петровна
Статья посвящена малоизученному аспекту истории отечественного школьного образования. Раскрыты особенности финансирования городских училищ Чувашского края и дана характеристика их материально-технической базы.
Читать PDF
779.28 кб

Катализатор перемен: городские училища в контексте социальной модернизации доиндустриального города

Баранова Елена Вячеславовна
В статье с позиции теории социальной модернизации рассматривается развитие образовательной инфраструктуры русского города конца XIX начала XX в. и, в частности, городских училищ.
Читать PDF
229.52 кб

Проблемы финансирования и материального обеспечения городских училищ Чувашского края в конце XVIII н

Петрянкина Алевтина Петровна
Статья посвящена малоизученному аспекту истории отечественного школьного образования. Раскрыты особенности финансирования городских училищ Чувашского края и дана характеристика их материально-технической базы.
Читать PDF
243.93 кб

Формирование профессиональной группы преподавателей городских училищ (на материалах г. Тамбова в 187

Баранова Елена Вячеславовна, Баранова Василиса Вячеславовна
Статья посвящена профессиональной и социальной деятельности учителей городских училищ в пореформенном губернском Тамбове. Роль городских училищ во второй половине XIX-начале ХХ в. трудно переоценить.
Читать PDF
569.34 кб

Профессиональная подготовка обучающихся в Московском городском арнольдо-третьяковском училище для гл

Воронова А.А.
В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки глухих обучающихся в контексте их социализации в условиях поиска путей эффективной социальной адаптации, введения ФГОСов.