ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
начальные школы в городах Западной Европы в 15-18 вв., возникли из слияния гильдейских школ и цеховых школ. Находились в ведении городских магистратов. Ч33(4)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
элементарные или средние уч. заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии — бюргерские школы). Возникли в 13 в. в связи с потребностью гор. населения в спец. практич. образовании, гл. обр. на базе гильдейских и цеховых школ. Воспитание и преподавание в Г. ш. строилось на основе практики церковных школ (см. в ст. Средние века). Помимо традиц. предметов (чтение, письмо, основы лат. грамматики и, как правило, религии) в Г. ш. обучали составлению деловых бумаг, счетоводству, давали нач. сведения по географии и истории. Наряду с Г. ш., где языком обучения был латинский (цеховыми, гильдейскими), в 14 в. стали появляться частные школы с родным языком обучения, существовавшие на первых порах нелегально: «писарские» школы, или школы письма, школы счета, школы письма и счета. С изобретением книгопечатания распространились учебники для Г. ш. на родном языке, многие из к-рых были прогрессивнее латинских пособий. Продолжительность обучения варьировалась в зависимости от предназначения школы и намерений учащихся (подготовка к лат. школе или ун-ту, ре-месл. образование). Школы были платными, их осн. контингент составляли дети состоятельных горожан (дворянство, торгово-ремесл. слои). Иногда предусматривалась возможность обучения детей из гор. низов; они могли вносить меньшую плату или содержались за счет гор. благотворительности. Открывались Г. ш. для девочек, реже — школы совместного обучения.
Содержанием школ, подбором кандидатур ректора и старших учителей ведали органы гор. самоуправления. Общий надзор за всеми школами в городе, утверждение кандидатур учителей осуществлял схоластик монастыря или собора, получавший часть платы за обучение. Позднее патронат над школами полностью перешел к магистрату. Учителями становились гор. клирики, грамотные ремесленники, часто — недоучившиеся школяры. Т. к. преподаватели нанимались сроком на год, значительно пополнилась прослойка странствующих учителей, переходивших вместе с учениками (бродячие школяры — ваганты или голиарды) из одной школы в другую. Со временем должность учителя сделалась ремеслом, возникли династии, цеховые объединения учителей, уставы к-рых регламентировали деятельность Г. ш., препятствовали индивидуальной практике. Т. о. была подорвана монополия церкви на образование. Под влиянием идей Реформации в 16 в. активно развивались школы родного языка, что способствовало широкому распространению грамотности в бюргерской среде. На основе Г. ш. родного языка в 17—18 вв. создавались нач. нар. школы.
Лит.: Шмидт К., История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-ист. развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2. История педагогики от Иисуса Христа до Реформации, М., 1879; Сперанский НОчерки по истории нар. школы в Зап. Европе, М., 1896; S с h o-n e b с г. g H., Schulen. Geschichte des Unterrichts von der Antike bis zur Neuesten Zeit, Fr./M., 1981; Schulen und Studium im sozialen Wandel des hohen und spaten Mittelalters, hrsg. von J. Fried, Sigmaringen, 1986.
M. M. Боришанская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
184.18 кб

Социальный педагог городской школы: теория и практика работы

Гурова Елена Валерьевна
Статья посвящена проблеме эффективной организации и осуществления деятельности социального педагога общеобразовательной школы в условиях городского социума.
Читать PDF
2.78 мб

Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского как тип высшей школы частной инициа

Бреев С. И., Конакова Ж. А.
Читать PDF
185.50 кб

Система воспитательной работы городской школы по социально-педагогической адаптации сельских школьни

Скрябина И. Л.
В статье рассмотрена воспитательная система адаптивной школы, сформулирована её миссия
Читать PDF
55.52 кб

Проблемы реализации социально-культурных функций детской школы искусств в современном городском обра

Комарова Людмила Николаевна
В статье определяется значение детской школы искусств в организации художественного образования, формирования высококультурного общества, сохранения духовных идеалов, развития творческой личности, раскрываются проблемы реализации
Читать PDF
273.60 кб

Формирование гендерных стереотипов у городской молодежи в рамках старшей школы (на примере лицея № 1

Гутыра Валерия Игоревна
Данная статья посвящена вопросу формирования гендерных стереотипов у старшей возрастной группы школьников. Существует ли в современном мире жесткие социальные роли у мужчин и женщин?