1. Устная игра на географическую эрудицию.
О 1970-х – 1980-х гг.: «“…Давай в города; “Давай. Кто первый?” “Я”. “Ну придумывай”. “Ялта”. “Алжир. Страны тоже можно придумывать?” “Можно. Ревень… Нет, Ревель… Это что, страна такая или город?” “Это постаринному город назывался. Ленинакан”. “Невеж”. “Ага, – соглашается Лена, – это бабушка живёт… Жданов”. “Ворошиловград”…» (Володин, 1991, 77).
О вт. пол. 1980-х гг.: «Игра “Города”. В эту игру играет любое количество игроков. По цепочке, друг за другом игроки называют название городов. Первый [,например,] говорит: “Курган”, второй называет город, который начинается на последнюю букву в слове “Курган”, значит, на букву н”: “Новосибирск”. Третий говорит: “Кострома”, четвертый: “Алма-Ата”, пятый – “Астрахань” и т. д. Игра длится до тех пор, пока будут называть города. Условие: названия городов не должны повторяться. Победитель – кто больше знает городов» (530).
О поселке Уренгой во вт. пол. 1980-х гг. в: «Так как у нас зимой бывало очень холодно на улице и долго там не погуляешь, мы любили играть в игры в подъезде. Площадки в подъездах у нас очень большие… Также в подъезде мы любили играть в краски… Ещё мы любили играть в города: ведущий говорит любую букву, следующий город на него, следующий на последнюю букву город и т.д. Позже мы придумывали и реку на эту букву, и растение, и дерево, и животное и т. д.» (550).
О с. Половинном Половинского р-на в 1997 г.: «Начиная с класса с пятого, я начал играть в “города”. Это происходило у меня дома. Играло нас обычно человек пять. Играли либо по городам России, либо по городам всего земного шара. Сначала казалось, что знаешь много городов, а как доходило до игры – то называешь не больше 5–8 наименований. Процесс проходил интересно. Первый называет любой город России, второй – называет город, название которого начинается на последнюю букву первого. Третий – на последнюю второго. Четвертый – на последнюю третьего. И так по кругу. Пример: Москва – Архангельск – Калуга и т. д. Интерес в том, что игра идёт на выбывание. Должен остаться один, лучший. Кто затруднялся ответить, считали до пяти. Если человек за это время не называл город, то он выбывал. В дальнейшем он только следил за ходом игры. Чем меньше народа оставалось, тем сложнее – мало времени на раздумье. В конце победитель получал приз (например: конфету)» (016). «ГОРОДА» 2. Письменная (домашняя) игра.
О девочках, учащихся в начальных классах в 1986– 1989 гг.: «Ещё играли в “города-реки”, делили листочек на несколько частей и вписывали в “шапку”: города, реки, имя мамы, имя девочки, растение, цветы, машина, мебель, посуда, ягоды, животное, птица, насекомое, очки. Один из участников “про себя” перечислял буквы алфавита, а другой говорил: “стоп”, на какой букве остановились, на ту букву придумывали слова. Затем зачитывали, за слово – 10 очков, за совпадение слов между участниками – 5 очков, а если слово не написано – 0 очков. В конце игры подсчитывали очки. Выигрывает тот, у кого больше очков» (583). См. также: «Городки» (3). «ГОРОДА» 3. Подвижная уличная (дворовая) игра.
О середине 1990-хх гг.: «Игра проводится либо на земле, либо на асфальте. Если на асфальте, то нужен мел. Для игры нужна палка примерно 80 сантиметров. Выбирается территория, и чертится большой круг. Он делится на одинаковые части (по количеству участников). Каждый участник выбирает название города и записывает его на своей территории. Обязательно присутствует Москва – с неё начинается игра. В центре круга лежит палка. Игроки стоят одной ногой на своей земле, приготовившись бежать. Игрок“москвич” начинает. Говорит: “Город Москва вызывает город такой-то”. В это время все разбегаются, а игрок с названным городом берет палку и говорит: “Стоп”. Все останавливаются. Затем он должен назвать количество шагов до ближайшего игрока. Сделав названное количество шагов, он должен дотянуться до игрока палкой. Это означает, что ведущий “завоевал” этот город, и может отрезать от его территории кусок равный двум своим ступням. Если расстояние угадано неверно, то ведущий отдает такое же количество земли этому “не завоеванному” игроку. Следующий кон начинает проигравший город. Играли с 1993 по 1997 год» (017).
208.03 кб
Опыт развития образовательной среды детской школы искусств малого северного города
Детская школа искусств малого северного города в силу социальной и региональной специфики рассматривается автором как самостоятельный культурный феномен, а экспериментальный вариант развития основных компонентов ее образовательной