ГОРЧАКОВ Лев Алексеевич

Найдено 1 определение
ГОРЧАКОВ Лев Алексеевич
родился в 1929 г. в г. Туле. После окончания Ленинградского военно-механического института и аспирантуры при нем работал на производстве, в Совнархозе, избирался на комсомольскую и партийную работу, а с 1969 г. – в системе профтехобразования: сначала начальник областного управления, а затем – начальник Главного управления профтех-образования Ленинграда и Ленинградской области (Главленпрофобра) со дня его основания в 1975 г. – до ликвидации в 1989 г.
Под руководством Горчакова Л.А. в Ленинградской системе ПТО, насчитывавшей 211 профтехучилищ с контингентом 110 тыс. учащихся (40 % из них получали профессии широкого профиля), осуществлялись наиболее важные социальные и професссионально- педагогические преобразования, опыт которых получил признание и распространение во всей стране и за рубежом.
Деятельность Главленпрофобра осуществлялась в соответствии с комплексными программами развития и совершенствования профессионально-технического образования Ленинграда и Ленинградской области, предусматривающими создание современной материально-технической базы, расширение масштабов подготовки и апробацию ускоренного перевода учебных заведений на выпуск квалифицированных рабочих со средним образованием. Для выполнения их были привлечены предприятия 77 министерств: программы входили составной частью в планы работ города, регионов, отдельных предприятий.
Уже с 1977 г. все профтехучилища Ленинграда и области первыми в стране перешли на подготовку рабочих со средним образованием; построено 87 новых комплексов ПТУ и, кроме того, 300 отдельных зданий, включая учебные корпуса, учебно-производственные мастерские, столовые, общежития; реконструировано более 35 зданий. При этом сеть сельских ПТУ создавалась практически заново; одновременно возводились жилые дома для преподавателей и мастеров производственного обучения, обустраивались производственные учебные хозяйства, лаборатории, полигоны, приобреталось оборудование.
Созданная база позволила стать системе профтехобразования в Ленинградском регионе основной школой подготовки рабочих кадров: на предприятиях города ее выпускники составляли 70, а в области – почти 90–100% всех квалифицированных рабочих.
В ПТУ Ленинграда поступали около 40% выпускников восьмых классов – престиж профтехучилищ возрос за счет создания в них условий для социальной защиты, спортивно-оздоровительного и культурного отдыха молодежи, для получения профессий широкого профиля и перспективных специальностей научно-технического прогресса, длявозможности продолжения обучения в высшей школе (около 10% выпускников поступали в вузы).
В дальнейшем, благодаря созданному материальному и учебно-производственному потенциалу, профтехучилища оказались подготовленными к перестройке профессионального обучения для работы в условиях рыночной экономики.
Горчаков Л.А. – инициатор подготовки квалифицированных рабочих по прямым договорам (для предприятий, институтов, экспериментальных производств, не имеющих своих ПТУ); персонального распределения выпускников (с целью повышения внимания к личности молодых рабочих и контроля за трудоустройством и условиями адаптации их на предприятиях); создания отраслевых и межотраслевых учебных центров, училищ единого типа, совмещающих обучение выпускников восьмых и десятых классов общеобразовательных школ; учебных заводов, «Учпрофстроя» и т.д.
Решению проблем качественной подготовки квалифицированных рабочих способствовал переход на работу в профтехучилища производственников: более 700 высококвалифицированных мастеров своего дела, 11 Героев Социалистического труда и лауреатов Государственных премий стали заниматься профессиональным обучением в системе профтехобразования. Целевая подготовка инженерно-педагогических кадров профтехучилищ была организована в политехническом и инженерно-строительном институтах, в педагогическом институте им. А.И. Герцена и в Институте культуры.
В течение 9 лет Главленпрофобр прочно удерживал первое место во Всесоюзном соревновании управлений профтехобразования.
За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного хозяйства Горчаков Л.А. награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, является лауреатом премии им. А.Г. Неболсина.
О проблемах профтехобразования и опыте работы Главленпрофобра им опубликовано 38 работ.
Соч.: Рабочему классу – достойное пополнение: Из опыта реализации комплексного плана экономического и социального развития профтехобразования Ленинграда и Ленинградской области. – Л., 1980. – (В соавт.); Путевка в трудовую жизнь // Ленинградская панорама. 1981. № 1; На пороге профессии // Нам открыты все пути: История профессионально-технического образования в Ленинграде и Ленинградской области. – Л., 1982.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.