Гомилетика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гомилетика
гр. – общение с людьми) – теория и практика проповеднической деятельности, входящие в состав богословия. Предметом гомилетики является сама проповедь, законы ее влияния на людей, принципы построения, условия подготовки и произнесения. Здесь изучаются особенности паствы, методы определения содержания и выбора методов убеждения слушающих, техника красноречия и порядок построения проповеди. По сути своей гомилетика очень близка педагогике, где все это изучается применительно к учителю и ученикам.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГОМИЛЕТИКА
(от греч. ὁμιλητική — ‘искусство беседы’) — богословская наука о христианской церковной проповеди, пасторском служении и правилах богословско-церковного красноречия; один из разделов пастырского богословия. Предмет Г. — проповедь как речь, обращенная к народу (ораторская речь); проповедническая деятельность (теория и практика); обязанности пастыря по наставлению своих прихожан в вероучительных истинах. В Г. используются данные библейской и церковной истории, догматического, нравственного и основного богословия, а также логики, риторики, стилистики и психологии. Основные источники Г. — Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы), труды отцов и учителей Церкви, постановления Вселенских и Поместных Соборов, апостольские наставления о проповеди. Наиболее значимо из апостольских трудов в отношении проповедничества — «Послание к Галатам» ап. Павла (слово ап. Павла к церквам галатийским). Главный источник Г. — наставления Иисуса Христа. Этические и социальные основания Г. как искусства проповеди — это глава X Евангелия от Матфея, в которой даются наставления двенадцати апостолам на проповедь; содержательные основания — Нагорная проповедь (V—VII главы Евангелия от Матфея).
Искусство проповедничества, как и сама христианская проповедь, появляется в первом столетии от Рождества Христова. Основное содержание проповеди на протяжении всей истории её существования связано с вопросами духовной жизни, важнейшие цели — спасение человека, проповедование Евангелия. Главные задачи проповедника — способствовать стяжанию людьми важнейших христианских добродетелей (любовь к Богу и ближнему, вера, надежда, смирение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие, терпение, всепрощение и др.) и удалению от грехов (гордыня, уныние, сребролюбие, любодеяние, гневливость, злословие, сквернословие, неверие, маловерие, зависть и др.). Первым проповедником был Иисус Христос, идеал для всех пастырей и одновременно предмет христианской проповеди. Непосредственным продолжением проповеди Иисуса Христа становится проповедь св. Апостолов, которые, будучи его учениками, несли в мир Евангельские истины, проповедуя любовь к Богу, милосердие, прощение ближних, добро, мир и др. «Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, то возвещаем вам», — говорит св. апостол Иоанн Богослов (Первое Соборное послание). Главным в своей проповеди Апостолы считали свидетельство о Христе. Величайший проповедник св. апостол Павел помимо своего пастырского служения заботился и о воспитании в основанных им общинах истинных христианских пастырей, которые, по учению ап. Павла, прежде всего, должны быть учителями. Дело апостолов продолжили апостольские мужи св. Ириней Лионский, св. Тимофей Эфесский, св. Игнатий Антиохийский (Богоносец) и др.
Особое развитие проповедничество получает в III веке, чему способствовали такие факторы, как повышение образованности, основание школ (в т.ч. и богословских), появление большого количества храмов, при которых обычно были библиотеки, а в библиотеках — книги Свящ. Писания, Ветхого и Нового Заветов, сочинения христианских писателей. Большое влияние на развитие проповедничества и гомилетических идей того времени оказал Ориген, греческий теолог и философ. Талантливым проповедником был и ученик Оригена Григорий Чудотворец. Развитию института проповедничества в Африке способствовала деятельность св. Киприана Карфагенского. В IV—V веках («золотой период» христианской проповеди) ораторство, умение говорить и спорить считались высшим талантом, поэтому, несмотря на трудности, которые переживала Церковь в отношениях с государством, Г. как наука и искусство расцветала. Великими пастырями IV—V веков были Блаженный Августин, св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст и др. Блаженный Августин стал автором первого руководства по церковному проповедничеству. В византийский период (VI—X века) продолжают развиваться традиции апостольского благочестия, хотя в это же время содержание и изложение проповеди отмечаются ригоризмом, сухостью и схоластикой, традиционностью мыслей и идей. В VI—X веках развивается и аскетическая святоотеческая проповедь, в которой отражается стремление христианина к Богу чрез очищение себя от греховной скверны, борьбу с грехом и деятельное подвижничество. Учение о проповеди развивалось в трудах св. Григория Двоеслова, преподобного аввы Дорофея, преподобного Феодора Студита, преподобного Симеона Нового Богослова. С XI века активно развиваются национальные Г. История становления и развития проповедничества на Руси начинается с принятия в X веке христианства (см. Проповедь) (см. работы Филарета Дроздова, Аверкия Таушева и др).
Г. как учебная дисциплина преподаётся в духовных учебных заведениях. К гомилетическим дисциплинам относятся теория и история проповедничества. В теории изучаются онтологические, этические и методологические основы проповедничества. В истории — формы и содержание образцовых проповеднических речей в их исторической последовательности, а также рассматривается личность автора изучаемой проповеди.
Лит.: Булгаков Г.И. Теория православно-христианской пастырской проповеди: (Этика гомилии). Курск, 1916; Бильченко (Феодосий), епископ. Гомилетика: Теория церковной проповеди. Серг. П., 1999; Ветелев А., свящ. Гомилетика: Курс академических лекций по теории и практике церковно-правосл. проповедничества. Загорск, 1949; Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. Киев, 1906; Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Таушев (Аверкий), архиепископ. Руководство по гомилетике. М., 2001.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
739.09 кб

Гомилетические аспекты лекции в педагогике музыкального образования

Дихтиевская Е.П.
В статье рассматриваются общие для лекторского мастерства и гомилетики компоненты – высокое содержание предмета, красноречие.