Гнев

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГНЕВ
эмоция неудовлетворенности каким-либо явлением, выражение резко отрицательного отношения к нему; гнев имеет разные степени, вплоть до аффективной вспышки и проявляется в действиях, мимике, пантомимике, речи.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Гнев
ст.-слав. – гниль) – одна из основных человеческих эмоций, выражающихся как вспыльчивость, ярость, крик, бранные слова, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, сильная обида на того, к кому он обращен. Гнев – одна из самых быстрых страстей, при нем учащается дыхание и пульс, сжимаются мускулы, происходит прилив крови и др. физиологические реакции. Следствием этого являются многие болезни. Считается, что песок и камни в печени, желчном пузыре образуются прежде всего у гневливых людей. Гнев губительно действует на психику, расшатывая ее, порождая страх. Гнев сдерживает духовное развитие человека, создает ему много врагов и приносит неприятности. Православная церковь относит его к греховным состояниям, если оно направлено против ближнего, но оно безгрешно, если направлено против греха, зла («Гневайся, да не согрешай»). В педагогике гнев осмысливается как вид невежества и результат дурного воспитания или форма спекулятивного воздействия на другого человека с целью его шантажа, испуга, подчинения себе. Православная педагогика допускает гнев во имя любви, желания научить. Такой гнев – не выход страстей, а педагогический метод воспитания.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГНЕВ
эмоциональное состояние, связанное с мучительным переживанием человеком ущемления своих насущных интересов. Г. трактуется как один из ключевых пороков, противостоящих моральному предписанию стремиться к миру, согласию и взаимной братской любви. В отличие от негодования, Г. предполагает применение насильственных мер для восстановления справедливости и осуществления мести по отношению к обидчикам. Например, для Аристотеля пороком является не сама эмоция Г., а такое свойство характера, как "гневливость". Того, кто не способен испытывать Г., Аристотель приравнивает к глупцу, а того, в ком Г. избыточен, относит к людям, не умеющим прощать. Злокачественные формы Г.: "желчность" и "злобность". Умение сдерживать Г. признается в Евангелии одним из осн. достоинств праведника, поскольку "Гнев человека не творит правды Божией". В традиции восточного христианского аскетизма Г. является третьим из восьми греховных страстей или помыслов. Эмоция Г. всецело, хотя и кратковременно, вытесняет любовь к ближнему и к Богу, ее заповедавшему (см.Заповедь любви). В новоевропейской философии 17 в. преобладала трактовка Г. не как порока или греха, а как аффекта, свойственного природе человека. В современной психологии эмоция Г. рассматривается как нормальная психическая реакция. Этические аспекты принимаются во внимание лишь в ситуациях, когда Г. оказывается связан со злокачественными формами агрессивности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Гнев
Ребенок имеет право проявлять гнев. Как он будет использовать это право в своей взрослой жизни, целиком зависит от того, как отреагируют родители на первые его проявления. А использовать гнев можно либо для запугивания других, для выражения злобы, предубеждений или мелочных придирок, либо в качестве способа защитить свои права и дать отпор.
Родители допускают ошибку, если стараются научить детей в любой ситуации подавить или спрятать свой гнев. Если ребенок не дает выход гневу в тот момент, когда его испытывает, значит, выход будет найден в другое время и объектом раздраженности станут окружающие, обстоятельства и, что еще хуже, сам ребенок От таких внутренних переживаний малыш даже может заболеть. Детям надо дать почувствовать, что в гневе нет ничего «плохого», что гневаться так же естественно, как и улыбаться.
С годами меняются объекты раздражения. Младенец кричит, если не получает немедленно бутылочку с молоком; начав ходить, он менее нетерпелив в отношении еды, но его невозможно увести от игрушек. Спустя пару лет он поймет, что все оставляют свои дела, чтобы поесть.
Ребенок постепенно учится владеть своими чувствами. Разгневанный малыш иногда хочет ударить другого ребенка или взрослого. Однако ему дают понять, что если с его гневом можно мириться, то такой способ его выражения недопустим. «Не смей меня бить», – говорит ему отец и не выпускает руку ребенка. Можно смириться с тем, что малыш швырнет или разобьет игрушку, но неприемлемо, чтобы он ударил сестренку.
Научившись говорить, ребенок будет выражать гнев словами, а не жестами и криками. Он может теперь разрядиться и рассказать, что вызвало его гнев. Стараясь помочь своему ребенку, взрослые иногда объясняют сами, почему дитя рассердилось. Но недопустимо говорить в такие моменты: «Да, я знаю, что ты меня ненавидишь». Даже если у ребенка и есть подобное чувство к взрослому в этот конкретный момент, это не значит, что это следует выражать в словесной форме, ведь это страшно и, может быть, совсем не соответствует сказанному ребенком в приступе гнева «Я ненавижу тебя!» Если правильно реагировать на такое состояние ребенка, то он сможет сам объяснить причину. В первый раз, вероятно, можно сказать: «Да, я понимаю тебя». Такая фраза имеет двойной эффект: ребенок осознает, что и он имеет право проявлять свои чувства и что родители знают, что такое с ним случается не всегда. Не нужно в таком случае говорить ему, что мама и папа его любят. Он сам поймет это.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.