ГЛУХОТА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Глухота
полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Глухота
наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Тотальная глухота встречается редко. В большинстве случаев при Г. сохраняется остаточный слух, поз воляющий воспринимать очень громкие неречевые звуки. Г. может быть врожденной и приобретенной.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

ГЛУХОТА
стойкая потеря слуха, при которой самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи невозможно. Полная (тотальная) Г. встречается довольно редко; обычно сохраняется остаточный слух, позволяющий воспринимать очень громкие, резкие и низкие звуки, чего недостаточно для восприятия речи. При наиболее значительных остатках слуха глухота граничит с тугоухостью. В результате специальных мероприятий по развитию и использованию остаточного слуха значительно повышаются возможности детей в овладении устной речью. Потеря слуха, наступившая до овладения ребенком речью, при отсутствии специального обучения приводит к глухонемоте.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ГЛУХОТА
наиболее резкая степень поражения слуха, при которой невозможно разборчивое восприятие речи. Полная Г. встречается редко, в большинстве случаев сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (гудки, звонки и т.п.), отдельные звуки речи, а также некоторые хорошо знакомые слова, произносимые у ушной раковины. В соответствии с аудиолого-педагогической классификацией Л.В. Неймана по объему воспринимаемых частот выделяются четыре группы Г.: 1-я - воспринимаются лишь самые низкие тоны аудиометра - 128 и 256 Гц; 2-я - 128-512 Гц; 3-я - 128-1024 Гц; 4-я - 128-2048 Гц и выше. Г. может быть врожденной или приобретенной, которая встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю Г. (поражение слуха возникает в доречевой период или в самом начале формирования речи) и позднюю Г. (появляется после того, как речь сформировалась). Г., врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности овладеть речью без специального обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя Г. приводит к ее распаду. Степень сохранности речи при поздней Г. зависит от времени ее наступления и от условий развития ребенка, в частности от специальной работы, направленной на сохранение и развитие речи, на формирование нового способа восприятия речи в обход утраченного слуха, - на основе широкого использования зрения. Восстановление слуха при Г. невозможно, речь может идти лишь о профилактике, поддерживающей терапии, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции. В Рос. Федерации с середины 80-х гг. применяется один из прогрессивных методов помощи лицам с Г. - кохлеарная имплантация (от лат. cochlea - улитка) - операция по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва. Метод основан на том, что глубокое стойкое сенсоневральное поражение слуха обычно обусловлено повреждением сенсорных элементов внутреннего уха, т.е. волосковых клеток, а волокна слухового нерва в большинстве случаев сохранены и способны при непосредственной стимуляции электрическим током посылать в мозг сигналы, которые обеспечивают возникновение слуховых ощущений. Кохлеарная имплантация наиболее эффективна для пациентов с Г., наступившей в период полного владения речью. Среди детей, страдающих Г., выделяются глухие и оглохшие дети. Глухие дети страдают врожденной Г., или Г., приобретенной в раннем детстве. Без специального обучения такие дети становятся глухонемыми. Г. оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребенка. Невозможность воспринимать звуковые сигналы внешнего мира и овладевать речью затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и обедняет внутренний мир ребенка. Глухие дети могут отличаться некоторыми внешними особенностями поведения: шаркающая походка, необычные шумы и голосовые реакции при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, при различных эмоциях и т.п. Чем раньше начинается коррекционное обучение ребенка, тем меньше не только психическое, но и речевое развитие отклоняется от нормы. При целенаправленной коррекционной работе с первых месяцев жизни часть глухих детей уже в дошкольном возрасте имеют уровень не только психофизического, но и речевого развития, близкий к возрастной норме. Это позволяет детям, владеющим развернутой фразовой речью, хорошо понимающим обращенную к ним устную речь и внятно (понятно для окружающих) говорящим, обучаться в массовых детских садах и школах (при помощи учителей-дефектологов и при индивидуальном подходе к таким детям). Однако развитие словесной речи большинства глухих даже в условиях специального обучения с 2-3 лет резко отстает от нормы, поэтому эти дети нуждаются в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или группах (классах) при массовых детских садах и школах. Глухие школьники могут также воспитываться дома и получать коррекционную помощь учителя-дефектолога. Оглохшие (позднооглохшие дети) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности речи зависит от времени наступления Г. и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении Г. дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха. Обучение позднооглохшего ребенка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность связана с ограниченной возможностью восприятия ребенком речи. Поэтому первоочередной задачей коррекционного обучения, помимо сохранения речи ребенка, является формирование и развитие нового, в обход утраченного слуха, восприятия речи на зрительной и зрительно-слуховой основе. Важную роль играет возможно более раннее обучение ребенка грамоте. Позднооглохшие дети, сохранившие речь в результате специальной коррекционной работы и овладевшие умением воспринимать ее на зрительной основе, могут посещать массовый детский сад и обучаться в массовой школе. Помощь этим детям оказывают в сурдологических кабинетах системы здравоохранения и группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. При значительной потере речи позднооглохшие дети нуждаются в обучении в школе для слабослышащих и позднооглохших; обучение их в школе для глухих недопустимо. О системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих и оглохших детей см. в статье Слух.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
688.85 кб

Условия получения образования детьми с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений на основ

Головчиц Людмила Адамовна
В статье дана характеристика психического развития обучающихся с глухотой, имеющих другие тяжелые нарушения; представлены основные положения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ применительно к детям с глухотой в структуре тяжелых множе

Похожие термины:

  • ГЛУХОТА ЦЕНТРАЛЬНАЯ

    перцептивная глухота, обусловленная поражением проводящих нервных путей слухового анализатора или клеток слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга.
  • ГЛУХОТА КОНДУКТИВНАЯ

    (лат. conductio - проводник) – Г., обусловленная поражением какой-либо части звукопроводящего аппарата. См.: Аппарат звукопроводящий.
  • ГЛУХОТА КОНТУЗИОЗНАЯ

    (лат. contusio - контузия, ушиб, удар) – Г., вызванная воздействием ударной волны или мощного звука и обусловленная повреждением барабанной перепонки, кровоизлияниями в полость среднего уха, а иногда ра
  • ГЛУХОТА ПЕРЦЕПТИВНАЯ

    (лат. perceptio - восприятие) - Г., обусловленная поражением какой-либо части звуковоспринимающего аппарата. См.: Аппарат звуковоспринимающий.
  • ГЛУХОТА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ

    (греч. periphereia - окружность, отдаленность от центра) - перцептивная Г., обусловленная поражением лабиринта внутреннего уха.
  • ГЛУХОТА ПСИХОГЕННАЯ

    (греч. psychõ - душа + gennia - происхождение, развитие) - временная Г., обусловленная психической травмой и не сопровождающаяся объективными изменениями органа слуха, например, при истерии. См.: Истерия.